ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Устинова Виктория Сергеевна

Консультация для родителей «Скоро в школу» для подготовительной группы

 

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы, ведь подготовка к школе — это кропотливый труд, и хорошие результаты возможны только при систематических
и планомерных занятиях.

Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую и социальную (личностную) готовность к обучению в школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Многочисленные исследования физиологов свидетельствуют о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Важность создания психологического комфорта для детей дошкольного возраста огромна. Позиция родителей должна основываться на доверии
и уважении к своему ребенку. Необходимо дать почувствовать ощущение роста своих возможностей. Важно учитывать индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Ребенок должен чувствовать, что его любят и понимают, что ему всегда окажут поддержку. Страх перед школой, перед взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность — плохие союзники в решении сложнейшей задачи перехода на новую жизненную ступень. Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является готовность
к учебной деятельности (к учению). А социальная (личностная) готовность
к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Особым критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой, желание учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно, потому что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки — ведь детей привлекает все новое. Ребенок может стремиться в школу, так как хочет узнавать что-то новое, иметь определенные права, а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Возможно, он еще полностью не осознает того, что, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать — тогда можно отметить у ребенка сформированность позиции школьника.

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  • Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  • Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  • Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. д.)?
  • Можете ли вы сказать, что ваш ребенок ведет себя без стеснения
    в присутствии посторонних людей?
  • Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  • Может ли он рассказать стихи наизусть?
  • Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  • Умеет ли ваш ребенок читать хотя бы по слогам?
  • Считает ли он до десяти в прямом и обратном порядке?
  • Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  • Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  • Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
  • Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  • Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  • Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?
  • Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»?
  • Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?

Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно,
и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если малыш может справляться с содержанием 9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться
с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача — систематически заниматься
с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно,
на первых порах школьного обучения придется очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться — упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения
и навыки.

 

Мнемотехника

Мнемотаблицы как средство развития и обучения дошкольника. Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Дети часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно, забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика это передать сюжет произведения. Быть понятным другим человеком. А не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы: напоминаем, подсказываем, задаём наводящие вопросы. Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? И вот, я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребёнку при рассказывании использовать модельные схемы. Что же такое модельные схемы, модели?

Модель это любой образ (мысленный и условный, изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления («оригинала» данной модели) используемый в качестве «заместителя».

Моделирование исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Важно отметить последовательное размещение в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Но у детей возникает затруднение в следующем:

  • самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;
  • установлении последовательности изложения выявленных признаков;
  • удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа - описания;

Во-избежание этих затруднений целесообразно использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, временах года, транспорте, профессиях и т. д.

Остановлюсь подробнее на принципах составления и использования готовых схем. Лист картона размером 45х30 см. разделён на квадраты (по количеству характерных признаков предметов или объектов).

1. Солнце. В первом квадрате нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определённое время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т. д.

2. Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное, серое, пасмурное, покрытое тучами и т. д.

3. Земля. Нарисован клочок земли с травой на ней. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, сырая от дождя, трава на ней сухая и жёлтая, появляется первая травка и т. д.

4. Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, т. к. их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают, появляются почки, деревья покрыты яркой зелёной листвой и т. д.

5. Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например, зимой холодно и люди надевают пальто и шубы, тёплые шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. д.

6. Звери. Нарисованы контурно 2 знакомых детям зверя, например, заяц и белка. Ребёнок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времён года. Например, зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку, звери запасают корм на зиму, меняют «шубу» и т. д.

7. Птицы. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например, ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например, готовятся к отлёту, вьют гнёзда, выводят птенцов и т. д.

8. Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок, кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в речке и т. д.

Составлению рассказав по схемам предшествует обязательно подготовительная работа, которая проводится на прогулках, на занятиях, в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за повадками птиц, животных, за изменениями внешнего вида растений и цветов в разное время года; беседы и рассматривания картин о профессиях, транспорте и т. п.

Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Ещё хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.

Это привело к тому, что дети стали более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами придумывают и рисуют к стихам картинки-схемы.

Модельные схемы и схематические изображения предметов можно использовать и на других занятиях с детьми: на ознакомлении с окружающим миром, математике, ручном труде и т. д.

Мастер-класс «Волшебный космос» в нетрадиционной технике рисования поролоном, ватными палочками, в технике «набрызг»

 

Мастер-класс направлен на обучение учащихся умению работать в нетрадиционной технике рисования поролоном и ватными палочками + набрызг, а также позволяет обогатить знания детей о космосе. Материал может быть полезен ко Дню космонавтики педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям в подготовительной группе детского сада, воспитателям и педагогам начальной школы.

Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Космоса.

Материалы: лист бумаги А3, гуашь, ватные палочки, губка, зубная щетка, салфетки.

Нам понадобится лист бумаги, шаблоны планет и ракеты, вырезанные из картона.

На белый лист бумаги выкладываем шаблоны планет и ракеты. Берем кусочек поролона и синюю краску. Поролон макаем в краску и начинаем весь лист закрашивать.

С помощью зубной щетки и белой краски делаем «набрызг». Рождается необыкновенное Космическое пространство с яркими звездами.

Далее аккуратно снимаем шаблоны. У нас получился синий космос и белые планеты и ракета. Будем их делать в цвете.

Для этого нам понадобится гуашь и ватные палочки. Цвета планет и ракеты выбираем по нашему желанию.

Желаю творческих успехов!