ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Андрианова Ольга Леонидовна

Консультация для родителей

      «Как ребенок познает окружающий мир»

 Как ребенок познает окружающий мир? Вопрос, который интересовал умудренных взрослых всегда. Однако, не все взрослые смогли на него ответить. Возможно ли воспитать ребенка, не  создавая особых условий для развития его наблюдательности, логики, мышления? Успех определяют методы и приемы обучения дошкольников. Наиболее развивающими, соответствующими особенностям психического и физического развития ребенка являются методы, основанные на детском экспериментировании.  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира.

Что же такое детское экспериментирование?

Великий Луи де Бойль писал: «Знания – дети удивления и любопытства». И он был абсолютно прав. Только заинтересованность позволяет ребенку быстро и легко осваивать окружающий мир и быть при этом активным и довольным. Именно этот «исследовательский инстинкт»  и есть тот инструмент, с помощью которого удовлетворяется врожденная способность ребенка интересоваться всем и вся. Исследовательской поведение, лежащее в основе обучения ребенка, широко изучалась такими отечественными и зарубежными учеными, как А.В. Запорожец, Н.Н. и А.Н. Поддъяковы, Б.Ю. Ломов и другими. Эти авторы доказывали огромное значение экспериментирования для развития ребенка.

Экспериментирование лежит в основе любого знания ребенка о мире.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Ребенок экспериментирует, перебирая и нанизывая колечки пирамиды, рисуя разными материалами (краской, карандашами, пальчиками), сочиняя слова и сказки, конструируя и танцуя.

Вся привычная деятельность детей есть по своей природе не что иное, как экспериментирование, в основе которого лежит знаменитый рефлекс Павлова И.П. «что такое, кто такой».

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему

Принимать и ставить цель

Анализировать объект или явление

Выделять существенные признаки, связи

Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

Отбирать материал для самостоятельной деятельности

Делать выводы

    Активное самостоятельное действие с предметом, «практикование», выполнение действий методом «проб и ошибок» и есть могучий способ пробудить интеллектуальные силы дошкольника, развить его любознательность, наблюдательность, логику и мышление. Чем больше вопросов задает ребенок взрослым в дошкольном возрасте, тем интенсивнее будет развиваться его интеллект, тем более успешным учеником он станет.

Предлагаем вам несколько проблемных ситуаций для домашнего экспериментирования.

Найди самое теплое место в квартире, комнате.

Ты замерз, долго гуляя на улице – что следует предпринять, чтобы не заболеть.

Ты проголодался, что будешь делать, если взрослых нет дома.

Как утешить плачущего ребенка.

Представь, что ты потерялся в большом городе. Как ты доберешься домой.

Как без кастрюли сварить суп.

Как напиться без чашки.

Как спастись от тигра.

Как укрыться от сильного дождя.

Как попасть в Африку.

В основном эти вопросы адресованы, конечно, детям старше 5 лет. Но и с малышами можно экспериментировать. Опираясь на приведенные примеры и знание особенностей и интересов своего ребенка, вы сможете придумать сотни подобных ситуаций. Такие занятия помогут вам и вашему ребенку скоротать время с пользой, стать ближе друг к другу, пробудить взаимный интерес, научить думать, рассуждать, обосновывая свою точку зрения.

Эти игры принесут не меньше пользы:

Игра «Превращения» (представь, что ты превратился в кого-то или что-то: гнома, белочку, раскладушку, что будет?).

«Необычные свойства» (расскажи о свойствах и способах использования необычных вещей, таких как горячий камень, сладкий кубик, невидимая машина).

«Что будет, если?» (100 дней будет идти дождь? Улетят все птицы?)

«Волшебная палочка» (что бы ты хотел уменьшить или увеличить? Что будет, если предмет увеличить до размеров?)

Никогда не пренебрегайте мнением ребенка по какому-либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все имеют право на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе с ребенком или же вдвоем доказать обратное.

Учите детей видеть мир вокруг себя. Для этого собирайте факты, ибо именно из них родится мысль. Учитесь у детей позитивному искреннему интересу ко всему происходящему.

 

 

Технологии здоровьесбережения в художественно-эстетическом развитии

         Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранении здоровья ребенка на всех этапах его развития.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Непрерывная образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз. Часть образовательной деятельности дети проводят стоя или сидя на ковре: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя за столами. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

Чередование различных видов деятельности таких, как: самостоятельная деятельность с различными изобразительными средствами, беседы, просмотр видеоматериалов, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, способствует поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени детям с разными темпераментами.

Чтобы ребята не уставали, создаем условия для здорового развития воспитанников. В обучении изобразительной деятельности всегда используем такие здоровьесберегающие технологии такие как:

Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

Гимнастика для глаз - способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения, способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению.

Дыхательная гимнастика – У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Самомассаж – обладает расслабляющим действием и снижает перенапряжение.

Физкультминутки – вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, понижает уровень их работоспособности. Физкультминутки позволяют снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье, вызывают положительные эмоции, то есть создают благоприятный эмоциональный настрой и способствуют здоровью детей.

Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать рисование пальчиками, ладошками:

Развитие тактильной чувствительности,

Мелкой моторики

Развитие сложных вращательных движений кисти рук

Способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, отпечатки листьев, рисование ватными палочками:

Развивается мелкая моторика, сила нажима

Зрительно-двигательное развитие

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники : рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой:

Развитие мелкой моторики

Развитие дыхательного аппарата, силы лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

В любом возрасте можно использовать работу с нитками, которая развивает моторику пальцев и координацию движений ребенка, тактильную чувствительность, снимает эмоциональное напряжение.

Аппликация из различных материалов: из комочков салфеток, крупы, природного материала, пластилина – развивает мелкую моторику, успокаивает нервную систему, формирует координацию движения пальцев рук, развивает тактильное восприятие.

Рисование песком - При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При этом нормализуется эмоциональное состояние ребенка. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент картины рисуется определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействована не только вся кисть руки: и ладонь, и пальцы, но и большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.

При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.

Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье.