Источник: https://ds-27-spb.nubex.ru/8355/8407/

Ведзижева Захира Магометовна

Система пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста.

1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (движения -- разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимать и разжимать кулачки.)

Упражнения: «Помоем руки», Надеваем перчатки», «Согреем руки».

Цель: активизировать речевые центры мозга.

2. Пальчиковый массаж.

Упражнения с массажным мячиком, с шестигранным карандашом, палочками, грецким орехом. «Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть примерным научу». «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».

Цель: воздействия на нервные окончания, развитее координации движений, силы и ловкости рук.

3. Гимнастика для пальчиков.

Упражнения: «С волчками», «Резиночка», «Клубочек» (перематывание нитки из одного клубочка в другой).

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сообразительности.

4. «Резиновая игрушка» (сжимать и разжимать резиновую игрушку)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Пальчиковые игры

Цель: развитие психических процессов (внимание, памяти, речи, элементарных творческих способностей. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчики», «Идет коза рогатая», «Семья», «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Пальчики в лесу», «Апельсин», «Капуста», «Сидит белка на тележке», «Замок», «Мы сегодня рисовали».

6. Упражнения без речевого сопровождения.

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование доброжелательных взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Упражнения: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слоненок», «Стул», «Стол», «Лодочка».

7. Выполнение фигурок из пальцев: «Домик», «Очки», «Флажок», «Параход», «Лодка», «Коза».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, способность сосредотачиваться.

8. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки»

Цель: развитие внимание, память, снятие психоэмоционального напряжения.

9. Пальчиковые (деревянные) настольные театры: «Репка», «Теремок».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, психических процессов (внимание, память, речь)

10. Фасолевые ванны.

Цель: развитие координации пальцев рук.

11. Песочная терапия.

Цель: развитие элементарного самовыражения ребенка.

12. Игры с макаронными изделиями, пробками.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, речи, памяти.

13. Дидактические игры:

• «Гребень волшебницы».

(Расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка, привязать нитку к зубчику и пропустить между другими зубчиками).

• «Найди пару»

(Смешать цветные палочки и разложить попарно.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

• «Чудесный мешочек»

Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, внимания, речи.

• «Пирамидки»

Цель: развитие мелкой моторики, освоение новых форм, размеров, цвета.

• «Рамки и вкладыши»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, внимания.

• «Собери картинку»

Цель: развивать внимание, сообразительность, координированную работу глаз и кистей рук.

• «Мозаика» (крупная)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, сообразительность, наблюдательность, настойчивость, терпение.

• «Шнуровка»

Цель: развитие глазомера, внимания, укрепление пальцев и всей кисти руки, усидчивости.

«Орешки в дупле».

(Пластиковая бутылка с небольшим отверстием сбоку, класть крупу (горох или фасоль) в отверстие.)

• «Рисунки на крупе».

(Насыпать на блюдце тонкий слой крупы-манки, рисовать пальчиками.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

14. «Водные процедуры с губкой»

(Сжимая и отжимая губку, перемещать из одного сосуда в другой.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

15. Работа с пластилином, бумагой, карандашом.

(Пластилин - разминать, катать между ладонями, на столе; бумагу-обрывать, сложить, смять, расправить; карандаш - умение правильно держать, делать нажим.)

16. Конструирование

(Использовать мелкие, крупные кубики)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, пространственное мышление. Формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

  

Образец дидактической игры «Цветные ежики» по всем образовательным областям

Аннотация:

Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей раннего возраста, активизирует развитие познавательной деятельности, развивает мелкую моторику, внимание.

Цель:

Учить различать основные четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий); подбирать «прищепку» в соответствии с цветом ежика, обогащать сенсорный опыт детей, развивать внимание, мелкую моторику, познавательную активность.

Задачи:

OO «Познавательное развитие»

Формировать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

ОО «Речевое развитие»

Активизировать словарный запас словами: колючки, иголки, прищепки, цвета (желтый, зеленый, красный, синий).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование умения соблюдать в игре правила поведения, усидчивость. Вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

ОО «Физическое развитие»

Развивать мелкую моторику рук.

Материал:

Цветные карточки из картона с изображением ежиков (красный, желтый, зеленый, синий), разноцветные прищепки (жёлтого, зелёного, красного и синего цветов), коробка.

Ход игры:

На столе выложены карточки с изображением ежиков. Воспитатель показывает детям картинку с изображением ежика и спрашивает: «Ребята, кто это?» (Ёжик.) Воспитатель: «Посмотрите, что у ёжика на спинке?» (Иголки.) Ёж колючий.

Затем воспитатель показывает детям разноцветные карточки из картона с изображением ежей.

Воспитатель: «Посмотрите, у наших ежиков нет иголок! Они просят вас помочь им найти иголки. Прищепки у нас будут иголками». Показывает, как нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.

Надо быть очень внимательными, чтобы найти иголку того цвета, что и ежик». (Дети при помощи воспитателя прикрепляют прищепки к ежам.)

Воспитатель: «Молодцы! Какие колючие получились ёжики! Теперь им не страшны ни волки, ни лисы».

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

Актуальность.

Что такое мелкая моторика? Это - последовательность и точность движений необходимых для действий ребенка с мелкими предметами. Способность к овладению мелкой моторики у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный характер. Большое значение в данном вопросе имеем мы, взрослые, которые своими действиями вовлекаем ребенка в разные виды активности.

Почему уделяется такое огромное внимание развитию мелкой моторики? Потому что, для ребенка она является главной составляющей для освоения основных навыков и умений. Это: формирование речи, развитие навыков разнообразных движений, развитие культурно – гигиенических навыков и самостоятельности, установление контакта со взрослыми и ровесниками.

 Так как основной деятельностью детей раннего возраста является игра, мы, воспитатели разработали и подобрали различные виды игр и упражнений, которые эффективно способствуют развитию мелкой моторики рук, благодаря чему стимулируется развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи. Работая в группе раннего возраста, мы обратили внимание на то, что у многих детей недостаточно развиты: координация, сенсорика, активность в соответствие возрасту и физиологическим особенностям. Учитывая значимость данной проблемы, мы взяли тему по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Ведь именно мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

       От того, насколько ловко дети научатся управлять своими пальчиками, зависит их дальнейшее развитие. Обычно, дети имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память, мышление, внимание, речь. Начиная работу в группе детей раннего возраста, мы обратили внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Так как большая часть детей быстро утомлялась, нами были созданы комфортные условия для профилактики усталости. Игры проводились, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. В группе постоянно   открыты все центры активности, дети могут самостоятельно обследовать игрушки – предметы, заместители, играть в игры со взрослыми и сверстниками.  Каждое утро групповой сбор мы начинаем с игр по развитию пальчиков: потешки, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, сортировка мелких предметов, нанизывание колец на стержень, разминание пластилина, теста, пересыпание, шнуровки, игры с природным материалом, игры на музыкальных инструментах и упражнения с дополнительными предметами.

Изучив методическую литературу, ознакомившись практиками коллег, изучив предыдущие мониторинги, для себя определили следующие виды деятельности, эффективно способствующие   развитию мелкой моторики:

1. Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, которые дети с удовольствием повторяют.

2. Тренажёры – с помощью тренажёров из бросового материала (пуговицы, шнуровка) у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве. Занятия с тренажерами для развития мелкой моторики рук помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами. В совместной игровой деятельности я применяю такие игры - тренажёры как:

«Собери бусы». Дидактическое пособие создано из бросового материала, из макарон разной длины, использовала готовые бусы, трубочки, крышки от фломастеров. Это отличный тренажер для развития мелкой моторики.  Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, стимулирует желание играть с ними. Мы делаем бусы с детками как для куклы, так и для мамы из разных материалов, во время этой игры мы обследуем состав, фактуру, размер бусинок на ощупь, определяем цвета.

«Забавные прищепки».          Это идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения. С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, иголки ежику, дождик тучке, сажаем грядку на травке, делаем ушки для зайчика, ботву для морковки и т.д.

«Рыбки - застежки». Научится застёгивать пуговицы – важный навык для детей, он делает их свободнее и самостоятельнее, а нам упрощает жизнь. Эти радужные рыбки являются самыми простыми пуговицами. Простота их не в дизайне, а в удобстве застегивания. Пуговицы на ножке легче застегивать и расстёгивать чем пуговицы с дырочками. Первое время мы застегиваем и расстёгиваем пуговицы, но не обращаем внимание на цвет. Когда застегивать или расстегивать получается уже хорошо, но потренироваться еще нужно, цвет приходит на помощь.\

«Игры с помпонами и пинцетом». Игры с пинцетом и помпончиками прекрасно развивают мелкую моторику, поэтому данные предметы должны быть в арсенале. Вот несколько вариантов игры: самая простая игра - перекладывание пинцетом помпончиков из одной ёмкости в другую, с помощью пинцета раскладываем помпоны в ячейки (например, контейнер от яиц)

3. Нетрадиционная техника рисования.  В течение всего учебного года в работе с детьми используем нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупах.

Таким образом, мы стараемся предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, участия, результата. Формируем навыки усидчивости детей, интереса и желания довести начатое до конца применением метода обыгрывния.

Все наши методы и приемы, применяемые в нашей работе, эффективно повлияли на развитие и   мелкой моторики детей раннего возраста. Дети с интересом и желанием принимают участие в мероприятиях, большинство умеют разворачивать игровые ситуации, показать и рассказать знакомые предметы, овощи, фрукты, диких и домашних животных, действовать по показу, в соответствие тексту и сигналу и т.д.   

Список литературы

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

4. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики / Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. – СПб.: Корона-Век, 2007.

 

Проект по инновационной деятельности Воспитателей группы №6

«Времена года. Зима. Лэпбук»

Вид проекта – творческо - исследовательский, информационный                  

Тип проекта – групповой

Актуальность данного проекта.  Проблема формирования познавательной активности детей очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФОП дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям раннего возраста и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Мы, воспитатели группы №6, решили разработать и реализовать новый проект «Творческая мастерская педагога - лэпбук».                    

Лепбук современное и эффективное средство обучения детей дошкольного возраста. Он полезен тем, что его могут делать вместе взрослые и дети. Очень важно освоение и внедрение в работе современных средств, форм и технологий обучения. Ведь новые внедрения способствуют и обеспечивают повышение эффективности и улучшения качества воспитания и образования.

Инновационность проекта: использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, на умения закреплять и обобщать полученные знания, развитие речевых навыков с использованием наглядного материала.

Цель данного проекта – разработка и использование лэпбука – нового дидактического пособия с целью развития детей раннего возраста.

Задачами является-

Побуждать педагогов к внедрению новых современных технологий в ходе взаимодействия с детьми при построении образовательного процесса.  

Переориентировать педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить педагогов методам вовлечения семей в образовательную деятельность.

Разработать макеты и содержание лэпбука.

Повышения уровня развития и формирования у детей познавательных способностей, обогащение словаря

Развитие мышления, памяти и мелкой моторики

Ожидаемые результаты проекта: развивающая среда пополнится пособием, с помощью лэпбука дети получат в познавательной форме дополнительные знания и умения в рамках времен года, у них сформируется интерес и желание к проводимым мероприятиям. В работе с родителями – разработать индивидуальный лэпбук дома, для игр со своим ребенком.

Содержание проекта: Одним из пунктов данного проекта является изготовление и использование в образовательной деятельности совершенно нового, интересного, незаменимого (на наш взгляд) средства обучения – лэпбук.

"Лэпбук" значит "наколенная книга", она представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями по определенной теме, картинки, стишки, загадки…

Чем для нас педагогов стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования, на основе которого выстраивается образовательный процесс;

Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности и может быть формой представления итогов проекта или тематической недели;

Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Это прекрасный и замечательный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

https://sun9-54.userapi.com/impg/H1gKSGLCMEU4xMZ8ij90xQY_LM9e4C0KfmW8jQ/G8LQCztujjA.jpg?size=1047x1080&quality=95&sign=69843b89860bb6b98d808a2e3ad2b094&type=album https://sun9-16.userapi.com/impg/ZYQkBZ1DXl0soV995jOsYVgwSCBp1pBiv1rcZg/co9SxucLMhk.jpg?size=1280x1156&quality=95&sign=6ad263aaedb9eee9cd265d2e34816ee1&type=album https://sun9-4.userapi.com/impg/hO6MjuBybC1WgdrUIb-L-p1OyZsOlWOz8fGF-Q/iK7j69oRi10.jpg?size=1280x1164&quality=95&sign=aa4b7ec33acdd87dcde670530b69d9bb&type=album https://sun9-48.userapi.com/impg/HYL_9wNoUpFh5j712dDoUJUkkZ2yhAWxKP4yPQ/DV-t3JK2mRc.jpg?size=1280x1152&quality=95&sign=bd90cf26ff2617ec9e92ca777205eb6a&type=album

 

 

 

https://sun9-70.userapi.com/impg/PRYADk9vHzjvS4BVJD4X_gkH_l3gQqYGB83byg/KY-ov7V3Lms.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=5517e458b9925a20c3752697fd27f58b&type=album https://sun9-10.userapi.com/impg/2ttw3M7c5CGg7pFV7S6JR4mJYqmD9RgzwsAQlQ/fGUceV8JvYA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=56f08f721dedcdbf355673e7b5c4c830&type=album https://sun9-23.userapi.com/impg/LpGYYG9CYNVg5b-LyNxKuyrP8kHLQTpjNIDZ8Q/iw-HrSVIDsA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=cdec8eadbd3ebe5c2cfabda0d9b17126&type=album https://sun9-12.userapi.com/impg/0p05eqxhCE0UjgVf8ao5AEEk9fu33vKMgIGKIQ/wU5gAOdnc30.jpg?size=1280x1262&quality=95&sign=1c932dc0c9bc65b342956edc2148bc32&type=album               

Консультация для родителей

«В мире животных весной»

 

Уважаемые родители, вашему вниманию предлагается материал о весенних изменениях в жизни животных. Он поможет вам закрепить знания детей о признаках весны и об изменениях в жизни диких животных весной.

После долгих зимних дней на землю приходит весна. На улице начинает таять снег и все чаще светит солнце.
           Солнце становится все ярче и теплее, а воздух начинает пахнуть как-то по особенному. Это время года нравится не только людям, но и всем зверям. Ведь, весна - это время пробуждения природы от долгого зимнего сна, пора птичьего щебета, свежей молодой зелени и цветения, на вербе появляются почки, прилетают перелетные птицы, например грачи или соловьи.
           Смена сезонов побуждает животных меняться, приспосабливаться к окружающей среде. И вот с наступлением весны у животных появляются новые заботы. Нужно вовремя поменять тёплую, зимнюю «одежду» на более легкую. Линька у животных происходит в марте. Некоторые из зверей в процессе линьки меняют цвет, например, заяц и белка. Белка весной начинает линять с головы, а последним линяет хвост, а заяц с белого становится серым. Попробуй, разгляди такого!
           Много разных животных обитает в лесах и полях. У каждых своих дел, свои проблемы. Рыжая хитрюга лисица начинает обновлять свои норы, готовиться к появлению лисят. Ей нужно найти самое безопасное место, чтобы никто не потревожил ее маленьких деток.
           У бобров кончился корм. Они заготавливали его все лето, но за долгую зиму все успели съесть. Теперь можно не рисковать своей шубой, выходя на лед. Можно свободно плавать и грызть вкусные ветки.
           Весной пробуждаются от спячки многие звери: барсуки, сурки, суслики, медведи. Крот прокладывает новые подземные кормовые ходы, а на поверхности земли появляются характерные земляные горки. 
           В середине марта медведица выходит из берлоги, в которой уже появились маленькие медвежата. Рождаются они во второй половине февраля слепые и голенькие, мать кормит их своим молоком. Но растут они медленно, пока не выйдут из берлоги на весенние просторы.
           Ёж свернулся клубком в куче листьев еще осенью, да так и пролежал до весны. Снег растаял, солнечные лучи разбудили этого колючего зверька, и он побежал по делам. Нужно найти еду! Это первое о чем думает ежик.
            И наконец, когда растает лед на озерах и лужах, проснуться лягушки. Они станут охотиться на комаров, квакать и откладывать икру.

Для закрепления материала, можно посмотреть с ребятками познавательный фильм https://youtu.be/EK-zCyAEvrQ .

   Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы и их детенышей. Отметьте их внешние признаки.         Попросите ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы).

   Дидактическая игра - «Отгадай и расскажи» (дети отгадывают загадки и рассказывают).

Днем и ночью – круглый год

У ручья зверек живет.

Хочется – не хочется,

А воде полощется... (Енот)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик)
 

Шубка серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

 

Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает. (Белка)
 

Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

 Сплю я только на спине. (Барсук)
 

У кого из зверей

 Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

Хозяин леса неуклюжий

Наступает всем на уши. (Медведь)

Чуть похож я на лису,

 Тоже рыскаю в лесу.

Рассержусь — зубами «щелк».

 Вы меня узнали? … (Волк)

Общайтесь друг с другом, используйте появившееся время для поддержания и/или заведения семейных традиций. Вместе читайте, рисуйте, лепите, смотрите и обсуждайте фильмы!

«Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста»

“Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”.

В. А. Сухомлинский Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой.

Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь.

 Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

 Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной.

 Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, развивается связная логическая речь. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки. В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования. Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Но нам следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей раннего возраста! Например, в сказках, собранных А. Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами. В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А. Н. Афанасьеву», чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребенка – слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с их содержанием и только потом довести его до ребенка. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Чтение сказок для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет). Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно? Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными.

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб