ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Ведзижева Захира Магометовна

Система пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста.

1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (движения -- разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимать и разжимать кулачки.)

Упражнения: «Помоем руки», Надеваем перчатки», «Согреем руки».

Цель: активизировать речевые центры мозга.

2. Пальчиковый массаж.

Упражнения с массажным мячиком, с шестигранным карандашом, палочками, грецким орехом. «Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть примерным научу». «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».

Цель: воздействия на нервные окончания, развитее координации движений, силы и ловкости рук.

3. Гимнастика для пальчиков.

Упражнения: «С волчками», «Резиночка», «Клубочек» (перематывание нитки из одного клубочка в другой).

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сообразительности.

4. «Резиновая игрушка» (сжимать и разжимать резиновую игрушку)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Пальчиковые игры

Цель: развитие психических процессов (внимание, памяти, речи, элементарных творческих способностей. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчики», «Идет коза рогатая», «Семья», «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Пальчики в лесу», «Апельсин», «Капуста», «Сидит белка на тележке», «Замок», «Мы сегодня рисовали».

6. Упражнения без речевого сопровождения.

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование доброжелательных взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Упражнения: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слоненок», «Стул», «Стол», «Лодочка».

7. Выполнение фигурок из пальцев: «Домик», «Очки», «Флажок», «Параход», «Лодка», «Коза».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, способность сосредотачиваться.

8. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки»

Цель: развитие внимание, память, снятие психоэмоционального напряжения.

9. Пальчиковые (деревянные) настольные театры: «Репка», «Теремок».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, психических процессов (внимание, память, речь)

10. Фасолевые ванны.

Цель: развитие координации пальцев рук.

11. Песочная терапия.

Цель: развитие элементарного самовыражения ребенка.

12. Игры с макаронными изделиями, пробками.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, речи, памяти.

13. Дидактические игры:

• «Гребень волшебницы».

(Расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка, привязать нитку к зубчику и пропустить между другими зубчиками).

• «Найди пару»

(Смешать цветные палочки и разложить попарно.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

• «Чудесный мешочек»

Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, внимания, речи.

• «Пирамидки»

Цель: развитие мелкой моторики, освоение новых форм, размеров, цвета.

• «Рамки и вкладыши»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, внимания.

• «Собери картинку»

Цель: развивать внимание, сообразительность, координированную работу глаз и кистей рук.

• «Мозаика» (крупная)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, сообразительность, наблюдательность, настойчивость, терпение.

• «Шнуровка»

Цель: развитие глазомера, внимания, укрепление пальцев и всей кисти руки, усидчивости.

«Орешки в дупле».

(Пластиковая бутылка с небольшим отверстием сбоку, класть крупу (горох или фасоль) в отверстие.)

• «Рисунки на крупе».

(Насыпать на блюдце тонкий слой крупы-манки, рисовать пальчиками.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

14. «Водные процедуры с губкой»

(Сжимая и отжимая губку, перемещать из одного сосуда в другой.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

15. Работа с пластилином, бумагой, карандашом.

(Пластилин - разминать, катать между ладонями, на столе; бумагу-обрывать, сложить, смять, расправить; карандаш - умение правильно держать, делать нажим.)

16. Конструирование

(Использовать мелкие, крупные кубики)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, пространственное мышление. Формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

  

Образец дидактической игры «Цветные ежики» по всем образовательным областям

Аннотация:

Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей раннего возраста, активизирует развитие познавательной деятельности, развивает мелкую моторику, внимание.

Цель:

Учить различать основные четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий); подбирать «прищепку» в соответствии с цветом ежика, обогащать сенсорный опыт детей, развивать внимание, мелкую моторику, познавательную активность.

Задачи:

OO «Познавательное развитие»

Формировать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

ОО «Речевое развитие»

Активизировать словарный запас словами: колючки, иголки, прищепки, цвета (желтый, зеленый, красный, синий).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование умения соблюдать в игре правила поведения, усидчивость. Вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

ОО «Физическое развитие»

Развивать мелкую моторику рук.

Материал:

Цветные карточки из картона с изображением ежиков (красный, желтый, зеленый, синий), разноцветные прищепки (жёлтого, зелёного, красного и синего цветов), коробка.

Ход игры:

На столе выложены карточки с изображением ежиков. Воспитатель показывает детям картинку с изображением ежика и спрашивает: «Ребята, кто это?» (Ёжик.) Воспитатель: «Посмотрите, что у ёжика на спинке?» (Иголки.) Ёж колючий.

Затем воспитатель показывает детям разноцветные карточки из картона с изображением ежей.

Воспитатель: «Посмотрите, у наших ежиков нет иголок! Они просят вас помочь им найти иголки. Прищепки у нас будут иголками». Показывает, как нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.

Надо быть очень внимательными, чтобы найти иголку того цвета, что и ежик». (Дети при помощи воспитателя прикрепляют прищепки к ежам.)

Воспитатель: «Молодцы! Какие колючие получились ёжики! Теперь им не страшны ни волки, ни лисы».

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

Актуальность.

Что такое мелкая моторика? Это - последовательность и точность движений необходимых для действий ребенка с мелкими предметами. Способность к овладению мелкой моторики у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный характер. Большое значение в данном вопросе имеем мы, взрослые, которые своими действиями вовлекаем ребенка в разные виды активности.

Почему уделяется такое огромное внимание развитию мелкой моторики? Потому что, для ребенка она является главной составляющей для освоения основных навыков и умений. Это: формирование речи, развитие навыков разнообразных движений, развитие культурно – гигиенических навыков и самостоятельности, установление контакта со взрослыми и ровесниками.

 Так как основной деятельностью детей раннего возраста является игра, мы, воспитатели разработали и подобрали различные виды игр и упражнений, которые эффективно способствуют развитию мелкой моторики рук, благодаря чему стимулируется развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи. Работая в группе раннего возраста, мы обратили внимание на то, что у многих детей недостаточно развиты: координация, сенсорика, активность в соответствие возрасту и физиологическим особенностям. Учитывая значимость данной проблемы, мы взяли тему по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Ведь именно мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

       От того, насколько ловко дети научатся управлять своими пальчиками, зависит их дальнейшее развитие. Обычно, дети имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память, мышление, внимание, речь. Начиная работу в группе детей раннего возраста, мы обратили внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Так как большая часть детей быстро утомлялась, нами были созданы комфортные условия для профилактики усталости. Игры проводились, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. В группе постоянно   открыты все центры активности, дети могут самостоятельно обследовать игрушки – предметы, заместители, играть в игры со взрослыми и сверстниками.  Каждое утро групповой сбор мы начинаем с игр по развитию пальчиков: потешки, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, сортировка мелких предметов, нанизывание колец на стержень, разминание пластилина, теста, пересыпание, шнуровки, игры с природным материалом, игры на музыкальных инструментах и упражнения с дополнительными предметами.

Изучив методическую литературу, ознакомившись практиками коллег, изучив предыдущие мониторинги, для себя определили следующие виды деятельности, эффективно способствующие   развитию мелкой моторики:

1. Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, которые дети с удовольствием повторяют.

2. Тренажёры – с помощью тренажёров из бросового материала (пуговицы, шнуровка) у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве. Занятия с тренажерами для развития мелкой моторики рук помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами. В совместной игровой деятельности я применяю такие игры - тренажёры как:

«Собери бусы». Дидактическое пособие создано из бросового материала, из макарон разной длины, использовала готовые бусы, трубочки, крышки от фломастеров. Это отличный тренажер для развития мелкой моторики.  Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, стимулирует желание играть с ними. Мы делаем бусы с детками как для куклы, так и для мамы из разных материалов, во время этой игры мы обследуем состав, фактуру, размер бусинок на ощупь, определяем цвета.

«Забавные прищепки».          Это идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения. С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, иголки ежику, дождик тучке, сажаем грядку на травке, делаем ушки для зайчика, ботву для морковки и т.д.

«Рыбки - застежки». Научится застёгивать пуговицы – важный навык для детей, он делает их свободнее и самостоятельнее, а нам упрощает жизнь. Эти радужные рыбки являются самыми простыми пуговицами. Простота их не в дизайне, а в удобстве застегивания. Пуговицы на ножке легче застегивать и расстёгивать чем пуговицы с дырочками. Первое время мы застегиваем и расстёгиваем пуговицы, но не обращаем внимание на цвет. Когда застегивать или расстегивать получается уже хорошо, но потренироваться еще нужно, цвет приходит на помощь.\

«Игры с помпонами и пинцетом». Игры с пинцетом и помпончиками прекрасно развивают мелкую моторику, поэтому данные предметы должны быть в арсенале. Вот несколько вариантов игры: самая простая игра - перекладывание пинцетом помпончиков из одной ёмкости в другую, с помощью пинцета раскладываем помпоны в ячейки (например, контейнер от яиц)

3. Нетрадиционная техника рисования.  В течение всего учебного года в работе с детьми используем нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупах.

Таким образом, мы стараемся предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, участия, результата. Формируем навыки усидчивости детей, интереса и желания довести начатое до конца применением метода обыгрывния.

Все наши методы и приемы, применяемые в нашей работе, эффективно повлияли на развитие и   мелкой моторики детей раннего возраста. Дети с интересом и желанием принимают участие в мероприятиях, большинство умеют разворачивать игровые ситуации, показать и рассказать знакомые предметы, овощи, фрукты, диких и домашних животных, действовать по показу, в соответствие тексту и сигналу и т.д.   

Список литературы

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

4. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики / Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. – СПб.: Корона-Век, 2007.

 

Проект по инновационной деятельности Воспитателей группы №6

«Времена года. Зима. Лэпбук»

Вид проекта – творческо - исследовательский, информационный                  

Тип проекта – групповой

Актуальность данного проекта.  Проблема формирования познавательной активности детей очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФОП дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям раннего возраста и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Мы, воспитатели группы №6, решили разработать и реализовать новый проект «Творческая мастерская педагога - лэпбук».                    

Лепбук современное и эффективное средство обучения детей дошкольного возраста. Он полезен тем, что его могут делать вместе взрослые и дети. Очень важно освоение и внедрение в работе современных средств, форм и технологий обучения. Ведь новые внедрения способствуют и обеспечивают повышение эффективности и улучшения качества воспитания и образования.

Инновационность проекта: использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, на умения закреплять и обобщать полученные знания, развитие речевых навыков с использованием наглядного материала.

Цель данного проекта – разработка и использование лэпбука – нового дидактического пособия с целью развития детей раннего возраста.

Задачами является-

Побуждать педагогов к внедрению новых современных технологий в ходе взаимодействия с детьми при построении образовательного процесса.  

Переориентировать педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить педагогов методам вовлечения семей в образовательную деятельность.

Разработать макеты и содержание лэпбука.

Повышения уровня развития и формирования у детей познавательных способностей, обогащение словаря

Развитие мышления, памяти и мелкой моторики

Ожидаемые результаты проекта: развивающая среда пополнится пособием, с помощью лэпбука дети получат в познавательной форме дополнительные знания и умения в рамках времен года, у них сформируется интерес и желание к проводимым мероприятиям. В работе с родителями – разработать индивидуальный лэпбук дома, для игр со своим ребенком.

Содержание проекта: Одним из пунктов данного проекта является изготовление и использование в образовательной деятельности совершенно нового, интересного, незаменимого (на наш взгляд) средства обучения – лэпбук.

"Лэпбук" значит "наколенная книга", она представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями по определенной теме, картинки, стишки, загадки…

Чем для нас педагогов стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования, на основе которого выстраивается образовательный процесс;

Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности и может быть формой представления итогов проекта или тематической недели;

Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Это прекрасный и замечательный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

https://sun9-54.userapi.com/impg/H1gKSGLCMEU4xMZ8ij90xQY_LM9e4C0KfmW8jQ/G8LQCztujjA.jpg?size=1047x1080&quality=95&sign=69843b89860bb6b98d808a2e3ad2b094&type=album https://sun9-16.userapi.com/impg/ZYQkBZ1DXl0soV995jOsYVgwSCBp1pBiv1rcZg/co9SxucLMhk.jpg?size=1280x1156&quality=95&sign=6ad263aaedb9eee9cd265d2e34816ee1&type=album https://sun9-4.userapi.com/impg/hO6MjuBybC1WgdrUIb-L-p1OyZsOlWOz8fGF-Q/iK7j69oRi10.jpg?size=1280x1164&quality=95&sign=aa4b7ec33acdd87dcde670530b69d9bb&type=album https://sun9-48.userapi.com/impg/HYL_9wNoUpFh5j712dDoUJUkkZ2yhAWxKP4yPQ/DV-t3JK2mRc.jpg?size=1280x1152&quality=95&sign=bd90cf26ff2617ec9e92ca777205eb6a&type=album

 

 

 

https://sun9-70.userapi.com/impg/PRYADk9vHzjvS4BVJD4X_gkH_l3gQqYGB83byg/KY-ov7V3Lms.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=5517e458b9925a20c3752697fd27f58b&type=album https://sun9-10.userapi.com/impg/2ttw3M7c5CGg7pFV7S6JR4mJYqmD9RgzwsAQlQ/fGUceV8JvYA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=56f08f721dedcdbf355673e7b5c4c830&type=album https://sun9-23.userapi.com/impg/LpGYYG9CYNVg5b-LyNxKuyrP8kHLQTpjNIDZ8Q/iw-HrSVIDsA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=cdec8eadbd3ebe5c2cfabda0d9b17126&type=album https://sun9-12.userapi.com/impg/0p05eqxhCE0UjgVf8ao5AEEk9fu33vKMgIGKIQ/wU5gAOdnc30.jpg?size=1280x1262&quality=95&sign=1c932dc0c9bc65b342956edc2148bc32&type=album