ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Ибрагимова Фаридахон Махмудовна

«Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»

«У того, кто не помнит своей истории- нет будущего»   А.С. Пушкин

 

Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде Ленинграда? Да, нужно! И нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою Родину, за свой город; воспитать уважение к подвигу жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады, чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории, чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.

В том, что рассказывать нужно - нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свой опыт.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже не плохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский  танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.

Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх

- пятилетними детьми, но разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

       · Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

      · Читайте детям известные произведения: «Мальчиш — Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, « Как Сережа на войну ходил». Ю.Яковлева Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. "Твои защитники" Л.Кассиля; «Вот как это было» Ю.П.Германа Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания; «Арбузный переулок» В.Ю. Драгунского (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве; "День Победы" С.Михалкова и другие. Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о Блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии. Учите с ними стихи наизусть.

      · Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Сходите вместе с ребенком на акцию «Бессмертный полк». Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.

     · Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами, детьми блокадного Ленинграда. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление.

    · Расскажите о детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.

 · Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны,  покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, памятники, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их. 

СБОРНИК консультаций и рекомендаций для родителей по «Нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«История возникновения праздника 8 Марта»

Что это за праздник- 8 Марта? Как давно принято его отмечать? Действительно ли он международный?

Возник этот праздник как день борьбы за права женщин. 8 марта1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 года образовался еще один - впервые его членами стали женщины. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права. В 1910 году на Международной конференции женщин социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир. В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. А потом его отметили 12 мая 1912 года.

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации ". научного утра по женскому вопросу". Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни. В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.

В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами "Хлеба и мира". Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.

Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. С 1966 года в СССР день 8 марта утратил свой политический подтекст и, по указу правительства, было принято решение сделать его нерабочим днем, «днем всех женщин». После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации.

С 1975 года ООН провозгласила 8 марта Международным женским днем, с тех пор все мероприятия по вопросам борьбы в защиту прав женщин приурочены к этой дате. Официально признан праздник 8 марта в странах мира: Армения, Афганистан, Азербайджан, Беларусь, Вьетнам, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Замбия, Грузия, Камбоджа, Кыргызстан, Китай, Куба, Коста-Рика, Кирибати, Лаос, Монголия, Мадагаскар, Молдова, Непал, Россия, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Сербия, Узбекистан, Уганда, Украина, Черногория,  Хорватия, Эритрея.

 

Примите поздравление:

Пусть первый подснежник.
Подарит Вам нежность!
Весеннее солнце подарит тепло!
А мартовский ветер подарит надежду,
И счастье, и радость, и только добро!

 

С праздником 8 Марта, дорогие женщины!

 

Методические рекомендации для родителей

“Космос”

 Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию. Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному?

   Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, сформировать знания, представления о космосе, развивать интерес к космосу мы рекомендуем родителям знакомить детей с достопримечательностями своего города и края; посещать с ними музеи, выставки, памятники; рассказывать им о труде людей, о своей работе.

   Для обогащения и расширения представлений и знаний о науке и космосе использовать картины А. Леонова «Переход», «Орбитальная станция», «Луноход»; иллюстрации «Земля из космоса», «Звёздное небо», портреты космонавтов, «Ощущение невесомости», глобус, аудиозаписи.

   Вместе с детьми читать и рассматривать иллюстрации к книгам А. Леонова «Я выхожу в открытый космос», «Ю. А. Гагарин».

   Учить и читать стихи «Когда он на землю вернулся» В. Костров, «Марш  юных космонавтов» С. Михалков, «Луноход», Н. Гончаров, «Я верю друзья…» В. Войнович, «Знаете, каким он парнем был» (отрывок) Н. Добронравов.

   Выучите считалочку про планеты:  https://www.youtube.com/watch?v=aYvZq1fvW-8

   Прослушайте песню про планеты:  https://www.youtube.com/watch?v=wg6jh2aY27Q

   Для обогащения детского лексикона советуем поиграть в игру «Доскажи словечко», загадывать загадки.

Рекомендации для родителей

Рекомендуется объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.

Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. 

Рассказать ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.

Подберите однокоренные слова к слову "космос".

Определять, что лишнее и почему. (Юпитер, Венера, Земля, Россия; Комета, Метеорит, Звезда, Глобус)

Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход, космонавт, спутник, невесомость.

 Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...

1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...

1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...

скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

 Упражнение "Один - много" на употребление множественного числа существительных в род. падеже (Один космонавт - много космонавтов; Одна ракета - много ракет; и так далее).

  Отгадай загадки.

Лежит ковер, большой, большой, а не ступишь на него ногой. (небо)

 По голубому блюду золотое яблочко катится. (небо и солнце)

    Выучить стихотворение.

Мы летим к другим планетам!

Объявляем всем об этом!

Весь игрушечный народ 

C нами просится в полет.

Жмется Заинька к ракете:

- Полечу я с вами, дети,

На любую из планет,

Где волков зубастых нет.

Мышки-крошки засмеялись:

- Мы летали, не боялись,

Высота-красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь 

Хочет к звездам полететь.

И с Большой медведицей 

В синем небе встретиться. (Г. Бойко)

Наблюдения за звездами с детьми

Практические рекомендации по теме “Космос”

-Консультация для родителей «Знакомим детей с тайнами космоса»

Дать рекомендации какие книги надо читать для детей дошкольного возраста о космосе и космонавтах, как поддерживать интерес ребенка к неизведанному.

-Участие родителей в создании презентации «Космонавты нашей страны»

Расширять представления о великих соотечественниках, воспитывать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.

-Совместное изготовление книги «Космические приключения»

Формировать интерес к участию родителей в общей совместной деятельности по созданию книги.

-Совместное изготовление макета «Солнечная система»

Пополнение и обогащение дидактического и наглядного материала по теме «Космос». Укрепление детско – родительских отношений, развитие творческой фантазии.

-Творческий конкурс «Космические просторы»

Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсе, установление эмоционального контакта между родителями и детьми.

-Дать рекомендации родителям по домашнему чтению.

-Энциклопедия для детей про космос https://www.youtube.com/watch?v=hkdQCBJZO30

-Развивающий мультфильм “Космос для детей” https://www.youtube.com/watch?v=Km71OCO6vKw 

Обновление информации в родительском уголке

1. Стихи о космосе

2. 12 апреля — День космонавтики (все о празднике)

3. Загадки о космосе, планетах, космонавтах.

Консультация для родителей «Как и что рассказать детям о космосе»

12 апреля мы будем, отмечать важный праздник - День космонавтики.

Давайте расскажем детям о космосе и космонавтах! Начать свой рассказ нужно именно с животных. Ребенок должен знать, что их очень щепетильно выбирали для своей миссии. После знаменитых путешественников, человек уже не боялся лететь не просто в высоту, а именно в космос.

Мечта людей о полете в космос сбылась. Ю. Гагарин был первым, кто выполнил это задание. Он пробыл в космосе ровно сто восемь минут. Дети должны понимать, чем наша планета отличается от космического пространства.

Посмотрите вместе с детьми мультфильмы о космосе:

- " Незнайка на Луне" https://www.youtube.com/watch?v=Re8m8QdSjhc

-" Тайна красной планеты" https://www.youtube.com/watch?v=HZodexUkiDI

- " Загадочная планета" https://www.youtube.com/watch?v=x98a5D4k5HU

Почитайте вместе произведения (на выбор)

-Е. П. Левитан " Малышам о звёздах и планетах"

-Е. П. Левитан "Твой звёздный город- Галактика.

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. 

     Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно формируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребёнка. Это для вас большая возможность не только больше пообщаться с ребёнком, но и прекрасная возможность ненадолго вернуться в счастливое детство! Возможность посмотреть на окружающий мир глазами своего ребёнка!