По мнению Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Согласно исследованиям, А.В. Текучева под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
О.С. Ушакова считает, что связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.
Взгляд на проблему связной речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание понимать, что успешное обучение ребенка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни во многом будет зависеть от уровня овладения связной речью. Так как в ряде педагогических концепций основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.
Монологическая и диалогическая речь - это две существующих формы связной речи. Каждая из которых имеет свои особенности. О.С. Ушакова полагает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.
О.С. Ушакова рассматривает владение связной монологической речью, как высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Монолог, считает автор, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Развитие связной речи дошкольников реализовывается в процессе повседневной жизни и занятиях. С младшими дошкольниками проводят значительную подготовительную работу, она способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся понимать и слушать речь взрослого, слушать друг друга, высказываться в присутствии других детей, отвечать на вопросы взрослого. Сначала детей учат исполнять действия по словесному поручению (показать кого-то или что-то на картинке, принести игрушку), затем отвечать на вопросы взрослого, слушать педагога, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть понятными для ребенка и конкретными. Педагог схватывает смысл высказывания детей, заключающегося часто в одной, двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает ребенка к грамматически правильному его выражению и более полному высказыванию. Каждое энергичное высказывание дошкольника необходимо поддерживать, относиться к нему бережно.
Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, ясно представлять объект рассказа (событие, предмет), устанавливать разные временные или причинно-следственные отношения, между предметами и явлениями. Наряду с этим, нужно уметь подбирать наиболее подходящие для формулировки данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, связать их различными способами. В развитии связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и этического аспекта. Связное высказывание отражает уровень умственного, эмоционального и эстетического развития ребенка, показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим В качестве главных показателей связности принято сформированное детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания (Л.В. Ворошнина, Р.Х. Гасанова, А.А. Зрожевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина) (28). У большинства детей не развита как раз связная речь, вследствие этого проблема развития речи является одной из актуальных и задача педагога, вовремя сконцентрировать внимание на речевое развитие дошкольника.
Традиционно в работе по развитию связной речи в дошкольных организациях используются следующие приемы: вопросы, речевой образец, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-инсценировки, объяснения и т.д. Усилия по развитию связной речи реализовываются посредством организации различных форм деятельности. Главные формы – это занятия, ситуации общения, организация образовательных ситуаций. Педагоги организуют образовательные ситуации –игрушек, рассматривание картин, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов. Главной целью является обучение детей рассказывать сказки и обыгрывать их, умению составлять рассказы, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. умение пересказывать услышанное содержание и задавать вопросы. Данную образовательную ситуацию создадим в любой режимный момент – утром, во время прогулки с одним ребенком или несколькими детьми, вечером. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего появляются спонтанно, при этом воспитатели видят и поддерживают такие ситуации. Пытаются уловить смысл высказывания дошкольника, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить ребенка к более полному высказыванию или диалогу.
Важнейшей формой работы по развитию связной речи являются занятия, где систематизируются и обобщаются знания по теме, где дошкольника учат делать самостоятельные выводы и рассуждать. На занятиях обучению рассказыванию об игрушке и по картине, по пересказу художественных произведений, в комплексе решаются все речевые задачи. Все же главной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, со второй младшей группы на занятиях воспитатели активно используют различные дидактические упражнения, игровые приемы и методы (24). Таким образом, для удачного развития связной речи у младших дошкольников воспитателям нужно вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов; рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Обучать умению вести диалог с взрослыми: выслушивать и понимать заданный вопрос, ясно отвечать на него, изъясняться в нормальном темпе, не перебивая говорящего. Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Напоминать дошкольникам о необходимости говорить «до свидания», «спасибо», «спокойной ночи», «здравствуйте» упражнять в использовании соответствующих форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться между собой. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.
Наиболее сложно у дошкольников формируются монологические высказывания повествовательного и описательного типа. Для удачного формирования монологической речи необходимо использовать следующие виды занятий: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), рассказывание по серии сюжетных картинок, составление рассказов из личного опыта, составление описательных рассказов об игрушках.
Для составления связного рассказа может помочь методика Сычевой Г.Е, она направлена на обучение составления связного рассказа с помощью серии картинок. Применение картинок положительно влияет на связность и содержательность пересказов, их объем, повышается самостоятельность высказываний, плавность речи.
Беседу с детьми необходимо строить так, чтобы основная тема разделялась на микротемы, например: «Наша кукла – музыкальная игрушка. Наша кукла очень симпатичная». На характеризующее игрушку, дети подбирают «доказательства». Педагог обобщает все, то что говорили дети, в повторяет рассказ, предлагая младшим детям договаривать отдельные фразы и слова. В заключение дети рассказывают об игрушке самостоятельно (1–2 ответа). Как правило, детям необходима помощь при переходе от одной микротемы к другой. Подсказывать им нужно целую фразу, например: «Наша кукла очень красивая. Продолжай…».
О.С. Ушакова полагает, что овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого созревания дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: социального окружения, речевой среды, индивидуальных особенностей, семейного благополучия, познавательной активности ребенка и т.п. Автор утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
З.А. Репина, ссылаясь на исследования Л.С. Выготского, к числу нужных условий развития связной монологической речи относит расширение семантических полей. В педагогическом словаре семантическое поле рассматривается как комплекс ассоциаций, который возникает вокруг одного слова. А.Р. Лурия, Л.С. Выготский считают, что наличие «семантического поля» позволяет ребенку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если человек забыл слово и оно как бы находится «на кончике языке», он ищет его среди «семантического поля».
Авторы гипотез приведенных ранее отмечают, что «семантическое поле» основывается на следствии анализа результатов парагматических ассоциат. Все типы ассоциат делятся на несмысловые и смысловые. К несмысловым относятся случайные и звуковые, а остальные относятся к смысловым.
Дошкольник не может сразу смоделировать объемное «семантическое поле». Оно создается постепенно. Вначале дошкольники учатся моделировать незначительное «поле», связанное с определенной ситуацией, а далее понемногу его расширяют. Одновременно с расширением «семантического поля» систематически развивается и функция словоизменения. А.Р. Лурия полагает, что существование «семантического поля» показывает, что отбор слов в процессе высказывания является для дошкольника очень сложным процессом. Это и есть «выбор ближайшего значения слова».
Исследователями выявлено, что характер связной речи дошкольников зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со взрослым или сверстниками. А.Э. Рейнстейн, А.Г. Рузская и др. обосновали, что в общении с ровесниками дошкольники в 1,5 раза чаще используют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще употребляют прилагательные, передающие их эмоциональное и этическое
отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще применяют наречия, место и образ действия. Лексика дошкольников в общении с ровесниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит благодаря тому что, ровесник является партнером, в общении с которым дошкольники как бы апробируют все присвоенное ими в общении со взрослыми. Речь завязывается из надобности высказаться, а высказывания вызываются отдельными побуждениями – мотивами. Присутствие мотивации речи означает, что у дошкольника не только есть чувства и мысли, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т.е. у него встречается внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои чувства и мысли.
Учить дошкольника рассказывать - это значит развивать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
В процессе проведения занятий педагоги нашей группы учитывают ряд факторов:
1 Подбирать такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предмета.
Для этого широко используются игры и ситуации типа: «Узнай по описанию?», «Угадай, что за зверь?», «Найди игрушку», «Что за предмет?», способствующие развитию умения детей быстро и разнообразно характеризовать предметы по основным признакам.
2 Учить детей связывать два предложения и формировать представление о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определенной схеме. Сначала описывается предмет коллективно, а затем прививаются навыки самостоятельного описания предмета через игры: «Магазин», «Зоопарк», «Загадки» и т. д.
3 Учить детей вести монолог, диалог в играх– драматизациях, рассказах, подводить детей к составлению рассказа с элементами творчества. Учить детей при ответе на вопрос давать развернутые реплики. По инициативе детей инсценировать знакомые уже сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Диалоги между героями разыгрывать как в совместных, так и в самостоятельных играх.
Предлагается следующий порядок:
-пересказ рассказа по демонстрируемому действию;
-составление рассказа по демонстрируемому действию;
-составление рассказа с использованием фланелеграфа:
-пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
-составление рассказа по серии сюжетных картинок;
-пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
-составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Этими видами рассказывания мы предлагаем ограничить работу над связной речью для первой группы детей 3-х летнего возраста в течении
Обучение описательной речи должно проводиться в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:
-систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);
-формирование у детей практических навыков словоизменения;
-упражнения в правильном построении фраз;
-формирование навыков контроля, за грамматической правильностью речи:
-активизация и обогащение словарного запаса.
В ходе обучения детей следует использовать ряд вспомогательных приемов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффективным при обучении детей 3-х летнего возраста, является прием параллельного описания, воспитателем и ребенком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а в след за ним ребенок, составляет описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.
Приведем пример:
Воспитатель ребенок – это кошка
У меня кошка серая, с черными полосками. Лапки у нее беленькие.
Шерсть у кошки: мягкая, пушистая. Уши у кошки маленькие острые, Глаза у нее круглые, зеленые. У кошки длинные усы... и т. д.
У меня тоже кошка
У меня кошка вся черная. Лапки у нее беленькие.
Шерсть у кошки пушистая.
Ушки у кошки маленькие, глаза зеленые… как огоньки. У нее большие усы.
Указанный прием может использоваться в работе с детьми, которые испытывают наибольшие затруднения в запоминании последовательного плана – схемы.
Прием описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми младшего дошкольного возраста навыков самостоятельного описания. После выполнения рисунка какого-либо предмета или игрушки ребенку можно предложить описать его по определенному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений.
Затем дети могут их разместить на магнитной доске, поочередно рассказывают об изображенных предметах.
Включение предметно-практических, действий в процесс обучения связной описательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Выполнение детьми рисунков проводиться под руководством воспитателя.
Примеры занятий по обучению составления рассказов детьми.
Занятия по серии картинок «Умный ежик» (сюжет Н. Радлова)
Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия.
Основные
задачи:
1.Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета у детей 3-4 летнего возраста, умений воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.
2 Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа.
3 Формирование навыков словоизменения (в основном существительных).
4 Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей.
5 Формирование и развитие связной речи в форме рассуждений.
Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, демонстрационная доска.
Обучение рассказыванию по картинкам проводится и закрепляется на занятиях.
Пример №1
I. Организационная часть. Подготовка детей к основной части задания.
Узнавание предмета по его описанию.
Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.
Изображено яблоко, загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки».
Вопросы:
Скажите, ребята, где растут яблоки?
Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом.
По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».)
Изображен ежик, загадка о ежике: «Под соснами, под елками бежит клубок с иголками».
Педагог: «Кто скажет, где живет ежик?».
II Разбор содержания картинок.
Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где и
изображен случаи, который произошел с одним ежиком».
Проводятся разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.
Вопросы к картинкам.
1-я картинка
Что вы видите на этой картине?
Какие деревья здесь растут?
Как называется место, где растут яблони? (при затруднении дается
подсказка: «Это слово начинается со звука С»).
Кто изображен на картинке?
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с
вопросительными словами «кто» и «что».
Что делает ежик? Что он делает с яблоками?
Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка» и т.д. В
случае необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.
2-я картинка
Что сделал ежик? Куда залез ежик? (на дерево);
Где лежат яблоки? (под деревом);
Где сидит ежик? (на дереве).
(Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)
3-я картинка
Что сделал ежик? Как прыгнул (упал) ежик? (Вводятся словоформы - «на спину», «спиной вниз».)
Куда упал ежик? (на яблоки).
4-х картинка
Что изображено на этой картинке? Куда пошел ежик?
(Вводятся слова «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)
В заключение, задаем ряд общих вопросов:
«Почему яблоки лежат на земле?» (Внимание акцентируется на слове «созрели».)
Какое время года здесь изображено? Когда, созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развернутых фразах - ответах, например: - Яблоки созревают в конце лета.
III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на доске.
Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребенком).
Пример №2
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.
Воспитатель размещает на доске картинки в нужной последовательности.
II. Упражнение в дополнении предложении, предлагаемых педагогом,
нужным по смыслу словом (участвуют поочередно все дети).
Яблоки лежат на... под... (траве, деревом);
Ёжик собрал яблоки в… (кучку);
Ежик залез на... (дерево, яблоню);
Ежик прыгнул на … (яблоки);
Яблоке накололись на... (колючки, иголки) и т.д.
III. Обучение детей составлению завязки и рассказа (начала к избранному действию).
а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам:
Что виднеется вдали?
Где жил ежик? (Кто жил в этом лесу?)
Что было рядом с лесом?
Что однажды решил сделать ежик?
На ряду с краткими требуются развернутые ответы.
б) педагог дает образец начала рассказа.
В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).
Однажды ежик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса),
перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие... (яблони). Ёжик добежал до... (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные... (яблоки). Ежику захотелось принести домой... (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ежик. Думал, думал и придумал.
IV. Составление рассказа детьми.
1 Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).
2 Составление рассказа по серии в целом.
3 Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам.
Педагог «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик, куда пошел ежик однажды, что он увидел».
V. Упражнения в подборе слов-определений к данному слову.
Дается характеристика действующего лица (по вопросам):
-Что можно сказать про ежика, какой он? Актуализируется ряд слов- определений. Например: Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? - Догадливый.
-А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ежик какой? - Сообразительный.
- Ёжик нашел выход из положения - «находчивый ежик» и т.п.
Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ежике?» - один -два ребенка повторяют все указанные определения.
Список использованной литературы:
1 Алабужева С.В. Работа над развитием способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005 - 198 с.
2 Алексеева, М.М.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М.Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
3 Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007 - с.27-43.
4 Бизикова О.А. Развитие монологической дошкольников : учеб. пособие. - Нижневартовск, 2014 - 235 с.
5 Бородич А. М., Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004 - 255 с
6 Василенко О.Л. Система работы познавательно-речевого развития детей разновозрастной группы/ О.Л. Василенко// Дошкольное образование. – 2010 – № 4 – С. 12-19.
7 Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003 - 136 с.
8 Гейци Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста.
Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]\Э.Д. Гейци. – Н.: Издательство 000 «БОРА – ПРЕСС» 2006 – 506с.
9 Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами Дошкольное воспитание - 2005 - N 1 - с. 18-23
10 Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада / В.В. Гербова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2009 - 123 с.
11 Калинина В. А. Театрализованная игра как одна из форм развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. А. Калинина, А. В. Гилева // СибАК : науч.- практ. конф. ученых и студентов. – Новосибирск, 2015
12 Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова .– М.: Просвещение,- 2004.- 398с
13 Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005
14 Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. – Детство‐Пресс, 2012, 176 с
15 РейнстейнА.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников: дис. …канд.психол.наук. – М., 1982
16 Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М. ; Детство-Пресс,2004