ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Хандогина Наталья Юрьевна

Зимняя прогулка на свежем воздухе

У каждой зимней забавы есть и свои особенности, свои правила безопасности.

Катание на санках, ледянках

Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее. Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках. Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность.

Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.

Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову.

Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу.

Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому будьте особенно бдительными.

Игры около дома

Не разрешайте детям играть у дороги. Учите детей, что нельзя выбегать на проезжую часть.

Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень, либо проволока, может там оказаться и мусор, который кто-то не донес до мусорки – да все что угодно!

Объясните детям, что нельзя брать в рот снег, ледяные корочки, сосульки: в них много невидимой для глаз грязи и микробов, которые могут вызвать болезнь.

При игре в снежки расскажите ребенку, что кидаться в лицо нельзя, и вообще кидать нужно не с силой! И не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться! 

Безопасность в зимнее время года!

Осторожно, гололед!

Учите детей, что ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву. Старайтесь по возможности обходить скользкие места.

Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу - машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!

Осторожно, мороз!

Сократите или вовсе исключите прогулку с детьми в морозные дни: высока вероятность обморожения.

Зимой на водоеме

Не выходите с ребенком на заледеневшие водоемы! Если лед провалился - нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо отползти или откатиться от края.

Вот основные правила безопасного поведения в зимнее время года, которые следует помнить взрослым и учить детей соблюдать их.

Опасности, подстерегающие нас зимой

Обратите внимание ребёнка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыш домов. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной. Объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя заходить в огражденные зоны.

 

 

 

 

 

Виды работы педагога по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

 

По мнению Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Согласно исследованиям, А.В. Текучева под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

О.С. Ушакова считает, что связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

Взгляд на проблему связной речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание понимать, что успешное обучение ребенка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни во многом будет зависеть от уровня овладения связной речью. Так как в ряде педагогических концепций основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.

Монологическая и диалогическая речь - это две существующих формы связной речи. Каждая из которых имеет свои особенности. О.С. Ушакова полагает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.

О.С. Ушакова рассматривает владение связной монологической речью, как высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Монолог, считает автор, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Развитие связной речи дошкольников реализовывается в процессе повседневной жизни и занятиях. С младшими дошкольниками проводят значительную подготовительную работу, она способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся понимать и слушать речь взрослого, слушать друг друга, высказываться в присутствии других детей, отвечать на вопросы взрослого. Сначала детей учат исполнять действия по словесному поручению (показать кого-то или что-то на картинке, принести игрушку), затем отвечать на вопросы взрослого, слушать педагога, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть понятными для ребенка и конкретными. Педагог схватывает смысл высказывания детей, заключающегося часто в одной, двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает ребенка к грамматически правильному его выражению и более полному высказыванию. Каждое энергичное высказывание дошкольника необходимо поддерживать, относиться к нему бережно.

 Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, ясно представлять объект рассказа (событие, предмет), устанавливать разные временные или причинно-следственные отношения, между предметами и явлениями. Наряду с этим, нужно уметь подбирать наиболее подходящие для формулировки данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, связать их различными способами. В развитии связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и этического аспекта. Связное высказывание отражает уровень умственного, эмоционального и эстетического развития ребенка, показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим В качестве главных показателей связности принято сформированное детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания (Л.В. Ворошнина, Р.Х. Гасанова, А.А. Зрожевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина) (28). У большинства детей не развита как раз связная речь, вследствие этого проблема развития речи является одной из актуальных и задача педагога, вовремя сконцентрировать внимание на речевое развитие дошкольника.

Традиционно в работе по развитию связной речи в дошкольных организациях используются следующие приемы: вопросы, речевой образец, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-инсценировки, объяснения и т.д. Усилия по развитию связной речи реализовываются посредством организации различных форм деятельности. Главные формы – это занятия, ситуации общения, организация образовательных ситуаций. Педагоги организуют образовательные ситуации –игрушек, рассматривание картин, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов. Главной целью является обучение детей рассказывать сказки и обыгрывать их, умению составлять рассказы, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. умение пересказывать услышанное содержание и задавать вопросы. Данную образовательную ситуацию создадим в любой режимный момент – утром, во время прогулки с одним ребенком или несколькими детьми, вечером. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего появляются спонтанно, при этом воспитатели видят и поддерживают такие ситуации. Пытаются уловить смысл высказывания дошкольника, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить ребенка к более полному высказыванию или диалогу.

 Важнейшей формой работы по развитию связной речи являются занятия, где систематизируются и обобщаются знания по теме, где дошкольника учат делать самостоятельные выводы и рассуждать. На занятиях обучению рассказыванию об игрушке и по картине, по пересказу художественных произведений, в комплексе решаются все речевые задачи. Все же главной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, со второй младшей группы на занятиях воспитатели активно используют различные дидактические упражнения, игровые приемы и методы (24). Таким образом, для удачного развития связной речи у младших дошкольников воспитателям нужно вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов; рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Обучать умению вести диалог с взрослыми: выслушивать и понимать заданный вопрос, ясно отвечать на него, изъясняться в нормальном темпе, не перебивая говорящего. Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Напоминать дошкольникам о необходимости говорить «до свидания», «спасибо», «спокойной ночи», «здравствуйте» упражнять в использовании соответствующих форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться между собой. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.

Наиболее сложно у дошкольников формируются монологические высказывания повествовательного и описательного типа. Для удачного формирования монологической речи необходимо использовать следующие виды занятий: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), рассказывание по серии сюжетных картинок, составление рассказов из личного опыта, составление описательных рассказов об игрушках.

Для составления связного рассказа может помочь методика Сычевой Г.Е, она направлена на обучение составления связного рассказа с помощью серии картинок. Применение картинок положительно влияет на связность и содержательность пересказов, их объем, повышается самостоятельность высказываний, плавность речи.

Беседу с детьми необходимо строить так, чтобы основная тема разделялась на микротемы, например: «Наша кукла – музыкальная игрушка. Наша кукла очень симпатичная». На характеризующее игрушку, дети подбирают «доказательства». Педагог обобщает все, то что говорили дети, в повторяет рассказ, предлагая младшим детям договаривать отдельные фразы и слова. В заключение дети рассказывают об игрушке самостоятельно (1–2 ответа). Как правило, детям необходима помощь при переходе от одной микротемы к другой. Подсказывать им нужно целую фразу, например: «Наша кукла очень красивая. Продолжай…».

О.С. Ушакова полагает, что овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого созревания дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: социального окружения, речевой среды, индивидуальных особенностей, семейного благополучия, познавательной активности ребенка и т.п. Автор утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

З.А. Репина, ссылаясь на исследования Л.С. Выготского, к числу нужных условий развития связной монологической речи относит расширение семантических полей. В педагогическом словаре семантическое поле рассматривается как комплекс ассоциаций, который возникает вокруг одного слова. А.Р. Лурия, Л.С. Выготский считают, что наличие «семантического поля» позволяет ребенку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если человек забыл слово и оно как бы находится «на кончике языке», он ищет его среди «семантического поля».

Авторы гипотез приведенных ранее отмечают, что «семантическое поле» основывается на следствии анализа результатов парагматических ассоциат. Все типы ассоциат делятся на несмысловые и смысловые. К несмысловым относятся случайные и звуковые, а остальные относятся к смысловым.

Дошкольник не может сразу смоделировать объемное «семантическое поле». Оно создается постепенно. Вначале дошкольники учатся моделировать незначительное «поле», связанное с определенной ситуацией, а далее понемногу его расширяют. Одновременно с расширением «семантического поля» систематически развивается и функция словоизменения. А.Р. Лурия полагает, что существование «семантического поля» показывает, что отбор слов в процессе высказывания является для  дошкольника очень сложным процессом. Это и есть «выбор ближайшего значения слова».

Исследователями выявлено, что характер связной речи дошкольников зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со взрослым или сверстниками. А.Э. Рейнстейн, А.Г. Рузская и др. обосновали, что в общении с ровесниками дошкольники в 1,5 раза чаще используют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще употребляют прилагательные, передающие их эмоциональное и этическое

отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще применяют наречия, место и образ действия. Лексика дошкольников в общении с ровесниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит благодаря тому что, ровесник является партнером, в общении с которым дошкольники как бы апробируют все присвоенное ими в общении со взрослыми. Речь завязывается из надобности высказаться, а высказывания вызываются отдельными побуждениями – мотивами. Присутствие мотивации речи означает, что у дошкольника не только есть чувства и мысли, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т.е. у него встречается внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои чувства и мысли.

Учить дошкольника рассказывать - это значит развивать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

В процессе проведения занятий педагоги нашей группы учитывают ряд факторов:

1 Подбирать такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предмета.

Для этого широко используются игры и ситуации типа: «Узнай по описанию?», «Угадай, что за зверь?», «Найди игрушку», «Что за предмет?», способствующие развитию умения детей быстро и разнообразно характеризовать предметы по основным признакам.

2 Учить детей связывать два предложения и формировать представление о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определенной схеме. Сначала описывается предмет коллективно, а затем прививаются навыки самостоятельного описания предмета через игры: «Магазин», «Зоопарк», «Загадки» и т. д.

3 Учить детей вести монолог, диалог в играх– драматизациях, рассказах, подводить детей к составлению рассказа с элементами творчества. Учить детей при ответе на вопрос давать развернутые реплики. По инициативе детей инсценировать знакомые уже сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Диалоги между героями разыгрывать как в совместных, так и в самостоятельных играх.

Предлагается следующий порядок:

-пересказ рассказа по демонстрируемому действию;

-составление рассказа по демонстрируемому действию;

-составление рассказа с использованием фланелеграфа:

-пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

-составление рассказа по серии сюжетных картинок;

-пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

-составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Этими видами рассказывания мы предлагаем ограничить работу над связной речью для первой группы детей 3-х летнего возраста в течении

Обучение описательной речи должно проводиться в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:

-систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);

-формирование у детей практических навыков словоизменения;

-упражнения в правильном построении фраз;

-формирование навыков контроля, за грамматической правильностью речи:

-активизация и обогащение словарного запаса.

В ходе обучения детей следует использовать ряд вспомогательных приемов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффективным при обучении детей 3-х летнего возраста, является прием параллельного описания, воспитателем и ребенком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а в  след за ним ребенок, составляет описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.

Приведем пример:

Воспитатель ребенок – это кошка

У меня кошка серая, с черными полосками. Лапки у нее беленькие.

Шерсть у кошки: мягкая, пушистая. Уши у кошки маленькие острые, Глаза у нее круглые, зеленые. У кошки длинные усы... и т. д.

У меня тоже кошка

У меня кошка вся черная. Лапки у нее беленькие.

Шерсть у кошки пушистая.

Ушки у кошки маленькие, глаза зеленые… как огоньки. У нее большие усы.

Указанный прием может использоваться в работе с детьми, которые испытывают наибольшие затруднения в запоминании последовательного плана – схемы.

Прием описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми младшего дошкольного возраста навыков самостоятельного описания. После выполнения рисунка какого-либо предмета или игрушки ребенку можно предложить описать его по определенному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений.

Затем дети могут их разместить на магнитной доске, поочередно рассказывают об изображенных предметах.

Включение предметно-практических, действий в процесс обучения связной описательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Выполнение детьми рисунков проводиться под руководством воспитателя.

Примеры занятий по обучению составления рассказов детьми.

Занятия по серии картинок «Умный ежик» (сюжет Н. Радлова)

Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия.

Основные

задачи:

1.Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета у детей 3-4 летнего возраста, умений воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

2 Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа.

3 Формирование навыков словоизменения (в основном существительных).

4 Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей.

5 Формирование и развитие связной речи в форме рассуждений.

Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, демонстрационная доска.

Обучение рассказыванию по картинкам проводится и закрепляется на занятиях.

Пример №1

I. Организационная часть. Подготовка детей к основной части задания.

Узнавание предмета по его описанию.

Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.

Изображено яблоко, загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки».

Вопросы:

Скажите, ребята, где растут яблоки?

Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом.

По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».)

Изображен ежик, загадка о ежике: «Под соснами, под елками бежит клубок с иголками».

Педагог: «Кто скажет, где живет ежик?».

II Разбор содержания картинок.

Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где и

изображен случаи, который произошел с одним ежиком».

Проводятся разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.

Вопросы к картинкам.
1-я картинка

Что вы видите на этой картине?

Какие деревья здесь растут?

Как называется место, где растут яблони? (при затруднении дается

подсказка: «Это слово начинается со звука С»).

Кто изображен на картинке?

При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с

вопросительными словами «кто» и «что».

Что делает ежик? Что он делает с яблоками?

Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка» и т.д. В

случае необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.

2-я картинка

Что сделал ежик? Куда залез ежик? (на дерево);

Где лежат яблоки? (под деревом);

Где сидит ежик? (на дереве).

(Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)

3-я картинка

Что сделал ежик? Как прыгнул (упал) ежик? (Вводятся словоформы - «на спину», «спиной вниз».)

Куда упал ежик? (на яблоки).

4-х картинка

Что изображено на этой картинке? Куда пошел ежик?

(Вводятся слова «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)

В заключение, задаем ряд общих вопросов:

«Почему яблоки лежат на земле?» (Внимание акцентируется на слове «созрели».)

Какое время года здесь изображено? Когда, созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развернутых фразах - ответах, например: - Яблоки созревают в конце лета.

III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на доске.

Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребенком).

Пример №2

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

Воспитатель размещает на доске картинки в нужной последовательности.

II. Упражнение в дополнении предложении, предлагаемых педагогом,

нужным по смыслу словом (участвуют поочередно все дети).

Яблоки лежат на... под... (траве, деревом);

Ёжик собрал яблоки в… (кучку);

Ежик залез на... (дерево, яблоню);

Ежик прыгнул на … (яблоки);

Яблоке накололись на... (колючки, иголки) и т.д.

III. Обучение детей составлению завязки и рассказа (начала к избранному действию).

а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам:

Что виднеется вдали?

Где жил ежик? (Кто жил в этом лесу?)

Что было рядом с лесом?

Что однажды решил сделать ежик?

На ряду с краткими требуются развернутые ответы.

б) педагог дает образец начала рассказа.

В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).

Однажды ежик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса),

перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие... (яблони). Ёжик добежал до... (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные... (яблоки). Ежику захотелось принести домой... (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ежик. Думал, думал и придумал.

IV. Составление рассказа детьми.

1 Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).

2 Составление рассказа по серии в целом.

3 Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам.

Педагог «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик, куда пошел ежик однажды, что он увидел».

V. Упражнения в подборе слов-определений к данному слову.

Дается характеристика действующего лица (по вопросам):

-Что можно сказать про ежика, какой он? Актуализируется ряд слов- определений. Например: Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? - Догадливый.

-А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ежик какой? - Сообразительный.

- Ёжик нашел выход из положения - «находчивый ежик» и т.п.

Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ежике?» - один -два ребенка повторяют все указанные определения.

Список использованной литературы:

1 Алабужева С.В. Работа над развитием способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005 - 198 с.

2 Алексеева, М.М.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М.Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

3 Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007 - с.27-43.

4 Бизикова О.А. Развитие монологической дошкольников : учеб. пособие. - Нижневартовск, 2014 - 235 с.

5 Бородич А. М., Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004 - 255 с

6 Василенко О.Л. Система работы познавательно-речевого развития детей разновозрастной группы/ О.Л. Василенко// Дошкольное образование. – 2010 – № 4 – С. 12-19.

7 Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003 - 136 с.

8 Гейци  Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста.

Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]\Э.Д. Гейци. – Н.: Издательство 000 «БОРА – ПРЕСС» 2006 – 506с.

9 Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами Дошкольное воспитание - 2005 - N 1 - с. 18-23

10 Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада / В.В. Гербова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2009 - 123 с.

11 Калинина В. А. Театрализованная игра как одна из форм развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. А. Калинина, А. В. Гилева // СибАК : науч.- практ. конф. ученых и студентов. – Новосибирск, 2015

12 Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова .– М.: Просвещение,- 2004.- 398с

13 Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005

14 Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. – Детство‐Пресс, 2012, 176 с

15 РейнстейнА.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников: дис. …канд.психол.наук. – М., 1982

16 Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М. ; Детство-Пресс,2004

 

Консультация для родителей

                                                    Нужен-ли детям музей?

Многие родители убеждены, что дошкольникам посещения музеев не нужно. По их мнению, детям не понятен мир древних артефактов, это под силу взрослому человеку. Уверяю вас, это не так.

Музей для ребенка – намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности. Это большое и особенное путешествие, это знакомство не просто с произведениями искусства, но и с людьми других эпох и культур. Всё это расширяет кругозор ребенка.

Маленькому человечку очень важно, как можно чаще попадать в новые пространства. Это развивает его кругозор и эмоциональный диапазон, дает новый опыт и новые впечатления. Посещение музея помогает детям начать понимать и выстраивать ощущения себя.

Музей выполняет свою главную миссию, несет людям истинные знания за счет показа подлинных ценностей и дает стимул к размышлению.

В наше время приобретать знания нужно постоянно. И прекрасным инструментом обучения как раз и является музей, где есть неисчерпаемые возможности расширять и углублять знания и представления об окружающем мире, где можно прикоснуться к духовному, культурному и историческому наследию наших предков. Несмотря на развитие современных технологий, несмотря на все новые средства распространения информации, музеи остаются важными центрами культурной и образовательной жизни. Музеи – это еще и особая атмосфера, богатый опыт, способный оказать значительное влияние на формирование личности человека.

В дошкольном учреждении занятия проводятся в рамках учебной программы, которая не может охватить все.  Музей «иллюстрирует» историю, формирует у ребёнка личное отношение к историческим фактам.

Музейное пространство способствует развитию личности, коммуникабельность, способность творчески мыслить. Дает определенные знания и умения, учит самостоятельно добывать информацию, развивать внимание, память, мышление, помогает воспитывать детей истинными патриотами своей Родины, пытливыми, ищущими и стремящимися открывать все новые и новые страницы в развитии нашего общества. Любить и уважать свою страну, семью. Охранять культурное наследие своей Родины.

Любой музей является машиной времени, на которой можно перенестись как в прошлое, так и в будущее. Здесь можно замереть и остановиться, чтобы фантазировать и мечтать.

До десяти лет надо насыщать детей впечатлениями, вызывать в них сопереживание.

Главное для ребенка увлечься, а нам вместе с ним, найти что-то любопытное, не встречающееся в современной жизни, интересное, загадочное, не всегда объяснимое. Посещение музея – полезный семейный досуг.

Если привычка посещать музей воспитывается у ребенка с детства, тогда и во взрослой его жизни будет оставаться понятным и приветливым местом.

Хорошо, когда в музее человек понимает, что он может быть сопричастен не только с прошлым родного города, края, села, района, но и огромной историей Отечества.

Музей, по большому счёту, – это инструмент патриотического, эстетического и духовно-нравственного воспитания личности.

Посещайте музеи, воспитывайте в детях любознательность, исследовательский навык, культурный интеллект. Все это поможет ребенку вырасти разносторонне развитой личностью.

 

«Безопасность в летний период»

В преддверии летних каникул и отпусков, особое внимание просим обратить на соблюдение правил безопасности дома и на улице, при выездах на природу и на водоёмы.

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу, 
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!

Большая просьба – развивайте социальные навыки своих детей, предупреждайте их о тех опасностях, которые могут повстречаться в их жизни (например – не общаться с незнакомыми людьми, правильно вести себя в транспорте, в общественных местах). Хочется пожелать вам, чтобы вы собрали столько прекрасных воспоминаний о лете со своими детьми, чтобы они запомнились не только на целый год, но и пронесли в своих воспоминаниях через много лет. Цель у нас одна – здоровый, счастливый, талантливый ребенок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования. Помните родители вы первые воспитатели своих детей! Уважаемые родители, понятно, что ежедневные хлопоты отвлекают вас, но не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период.

Во-первых: ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства.

Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:

  1. без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
  2. ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
  3. переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
  4. проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
  5. движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора;
  6. в транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки и какие-либо предметы.

Во - вторых: при выезде на природу имейте в виду, что

  1. при проведении купания детей во время походов, прогулок и экскурсий в летнее время выбирается неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и ила дном;
  2. детей к водоемам без присмотра со стороны взрослых допускать нельзя;
  3. за купающимся ребёнком должно вестись непрерывное наблюдение;
  4. во время купания запретить спрыгивание детей в воду и ныряние с перил ограждения или с берега;
  5. решительно пресекать шалости детей на воде.

Осторожно: тепловой и солнечный удар! Специалисты не делают больших различий между этими состояниями, что понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой. Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн. При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, на переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его. Купание – прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  • Не разрешается купаться натощак и раньше, чем через 1-1,5 часа после еды
  • В воде дети должны находиться в движении
  • При появлении озноба немедленно выйти из воды
  • Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

В-третьих: постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице и дома: ежедневно повторяйте ребёнку:

  • Не уходи далеко от своего дома, двора.
  • Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
  • Не гуляй до темноты.
  • Обходи компании незнакомых подростков.
  • Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
  • Никуда не уходи с незнакомым человеком. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
  • Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
  • Не садись в чужую машину.
  • На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
  • Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте.
  • В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

Пожарная безопасность.

Об актуальности темы противопожарной безопасности можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как сформировать у детей основы поведения в чрезвычайной ситуации возгорания, задымления? Как воспитать навыки осторожности и самосохранения, ответственного поведения в окружающей среде? Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься с этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Объясните детям:

  1. Пожары очень опасны.
  2. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом.
  3. При пожаре могут погибнуть люди.

Запомни правила противопожарной безопасности.

  • Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
  • Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
  • Не суши бельё над плитой.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР:

  1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, например одеяло или вылив кастрюлю воды.
  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси об этом соседей.
  3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 101 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
  4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
  5. При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
  6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
  7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Помните, что соблюдение элементарных правил безопасности убережёт Вас и ваших детей!

  • Спички - не игрушка. Прячьте спички от детей!
  • Разъясните детям, как тяжелы последствия шалости с огнем.
  • Не оставляйте детей без надзора.
  • Не проходите мимо детей, играющих с огнем.
  • Не забывайте выключать электроприборы.
  • Не разрешайте детям включать электроприборы.
  • Не разрешайте детям разводить костры. Костер надо раскладывать так, чтобы он был защищен от внезапных порывов ветра, которые могут разнести пламя по окрестности.
  • Применяя химические препараты, будьте осторожны. Ознакомьтесь и строго выполняйте инструкцию, напечатанную на этикетке.
  • Изучите сами и разъясните детям правила пользования первичными средствами пожаротушения.
  • При пожаре звоните по телефону «101».

Помните! Ребенок берёт пример с вас - родителей! Пусть ваш пример учит ребёнка дисциплине и на улице, и дома. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев!

 «Ознакомление дошкольников с историческим и культурным наследием России»

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы чуждых нам культур стремятся разрушить идеологию России, ее духовность, мораль и нравственность, формируют новую, чуждую россиянам основу мироощущения.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности через изменение и подмену исторических и культурных ценностей народа. Сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажается понимание о добре и зле, о правде и лжи, о семье и красоте. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются анти-супружеские, анти-родительские, анти-семейные установки.

Дерево крепко стоит на земле, благодаря своим корням. И у народа есть корни – его история и культура. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям современного процесса обновления общества.

Дошкольный возраст – начало познания жизни и человеческих  взаимоотношений. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея.

Для работы с детьми по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры», можно  выбрать следующие направления:

1.Знакомство с предметами: демонстрация декоративных элементов народно-прикладного искусства в соответствие с запланированной тематикой, знакомит с традиционными предметами быта и ремесленными инструментами.

2. Фольклор. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, что позволяет использовать фольклорные формы в течение всего дня, общения с детьми.

3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, и  различными сторонами, общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В своей практике нами используются традиционные праздничные обряды или их элементы. Детям объясняется историческое значение этих праздников в укладе жизни предков.

 4.Народное декоративно-прикладное искусство.  С разными видами рукоделия и ремесла. В этой деятельности дети приобретают трудовые навыки и навыки работы с художественным материалом. Это становится предпосылкой к формированию, устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его детьми, уважения к труду и таланту мастеров.

  Ещё Ян Амос Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». Патриотическое воспитание дошкольников и, прежде всего, пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Например, многократное использование и повторение произведений устного народного творчества воспитателем, в режимных моментах позволяют заучивать непроизвольно некоторые произведения народного творчества, начиная с раннего и младшего возраста детей. (Загадки, потешки, народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки).

Опыт использования малых фольклорных форм в младшем возрасте достаточно обширен. Это культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, укладывание детей спать. А как использовать и применять фольклор в старшем дошкольном возрасте? Нужно отметить, что уже достаточно развитое чувство юмора и самоконтроль в поведении, позволяют учить детей использовать в особых конфликтных или щекотливых ситуациях. Например, ребёнок бегает по участку на прогулке, мешает другим детям играть, не реагирует на замечания детей и педагога, падает. Начинает плакать больше от обиды. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию.

Чигарики-чигарок,

Повалился комарок.

Со дуба на пенье,

На сыро коренье.

Прилетели мухи,

Мухи-горюхи,

Подхватили комарочка,

Доносили до дубочка.

Посадили на дубок

Под зелёненький листок:

 - Сиди…Отсиживайся!

Как правило все участники мини-инсценировки начинают смеяться. Забывая об обидах, а виновник ситуации, понимает без поучений, что так поступать не нужно.

Есть различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. А эти дразнилки порицают негативные качества.

Интересно использовать дразнилки в старшем возрасте, в качестве метода коррекции поведения.

С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев, всегда громко, во-первых, чтобы все слышали, а во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно. С помощью дразнилок дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к какому-то явлению, но и развивают умение подбирать слова, рифму. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора.

Таким образом, фольклор учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми».

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Испокон веков в народных играх, ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственных ценностях. Народная подвижная игра-естественный спутник жизни ребенка, выполняет различные функции: развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую. Это знакомые классические русские народные игры:  «Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» и др.

На занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке мы используем разнообразные игры.

Например, армянская игра, «Перетягивание палки»

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.

Или, кабардинская народная игра «Пастух»

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные — овцы. Чертится круг — луг, внутри которого собираются пастух и овцы, по внешней стороне ходит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху: «Я – волк! Твоих овец унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, овец не отдам!» Услышав, не отдам, волк старается дотянуться до овец.  Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

 

Использование народной культуры в художественно-эстетической области развития детей дошкольного возраста достаточно широко используется и освещено в программах образования, соответствующих требованиям ФОП. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления.

Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с народной игрушкой, песенкой, музыкальной игрой или хороводом оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к Родине.

Таким образом, проведенная практическая работа, показала, что приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре возможна, и необходима. Доступна при выполнении следующих условий:

1.           комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;

2.           тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;

3.           создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;

4.           организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.