Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей раннего возраста характеризуется: целостностью, взаимосвязанностью целей, задач, педагогических средств; строится на основе комплексной диагностики интересов детей, ценностных ориентаций педагогов и родителей воспитанников, развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста; ориентировано на интеграцию познавательной, деятельностно-практической и эмоционально-личностной сфер личности и включает в себя диагностический, развивающий и результативный этапы.
Целостность технологии педагогического сопровождения имеет структурный и содержательный аспекты и обеспечивается единством компонентов технологии на основе общей цели, ориентированностью на индивидуальное развитие ребёнка и взаимодействием всех участников игровой деятельности на каждом из этапов её реализации.
Модель педагогического сопровождения сюжетных игр дошкольников представлена следующими системными характеристиками: цель и задачи педагогического сопровождения, факторы, условия, компоненты, методы и приёмы.
Основной целью педагогического сопровождения является научное психолого-педагогическое обеспечение сюжетных игр детей раннего возраста и оптимизация педагогического взаимодействия педагога и детей в сюжетных играх.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
1. В выявлении трудностей детей при самостоятельной организации ими сюжетных игр;
2. В оказании детям своевременной помощи и поддержки на протяжении всего процесса сюжетной игры с учётом всех структурных компонентов игры (замысла, содержания, сюжета, роли, игровых действий, игровых правил и игрового использования игрушек и предметов-заместителей); в подборе средств реализации задуманного; в выборе наиболее эффективного игрового маршрута; в сохранении и развитии игровых интересов детей;
3. В создании и проектировании условий для успешного развития сюжетной игры как творческой совместной деятельности и достижения детьми раннего возраста высокого уровня развития сюжетных игр;
Реализация задач наиболее успешно будет осуществляться с точки зрения личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, основанного на представлениях о совместной деятельности. С точки зрения такого подхода каждый из участников может брать на себя осуществление любого из компонентов общей деятельности: исполнение отдельных операций или их сочетаний.
Рассмотрим факторы педагогического сопровождения педагога с детьми, обеспечивающие развитие сюжетных игр:
• игровая позиция педагога обеспечивает включение педагога в совместную с детьми игру и способствует созданию условий для развития их самостоятельной игры
• ценностное отношение к ребёнку как равноинтересному партнёру общения позволяет создать эмоционально–положительную направленность ребёнка на партнёров по игре и обеспечивает эмоциональную приподнятость и непринуждённость в процессе общения и развития сюжетов игры;
• появление разнообразных сюжетов в играх, использования детьми различных способов и средств реализации задуманного автоматически отрицает жёсткую детерминированность в организации и руководстве сюжетной игры
• открытость и восприимчивость педагога к возникающим новообразованиям предполагает повышение творческих способностей детей, их умение действовать в новых условиях, меняя способы деятельности;
Условия педагогического сопровождения:
• установление субъект-субъектных отношений и особого взаимодействия педагогов и детей в сюжетных играх через игровую позицию педагога;
•вооружение детей социально-ценностными представлениями, способами регуляции поведения и навыками культуры общения со сверстниками в игре, умениями обустраивать игру и самостоятельно моделировать игровое пространство при реализации игровых замыслов.
• осмысление педагогами и родителями важности развития сюжетных игр;
• выявление наиболее важных особенностей сюжетных игр, игрового поведения, интересов и ценностных ориентаций детей в рамках модели педагогического сопровождения осуществляется в процессе диагностической деятельности педагога дошкольного учреждения, которая является основой планирования игр, определения форм, средств и методов взаимодействия.
Центральным образованием модели педагогического сопровождения сюжетных игр является особым образом организованное взаимодействие педагога с детьми, которое способствует эффективному развитию игровой деятельности и личности дошкольника.
Содержательные компоненты взаимодействия предусматривают интеграцию:
когнитивного – знание педагогами сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений и интересов, ценностно-смысловых ориентаций родителей и воспитанников, структурных компонентов сюжетной игры, способов её моделирования с учётом индивидуально-личностных особенностей, интересов, предпочтений и степени освоения опыта игровой деятельности современными дошкольниками, владение умением провести диагностику межличностных отношений и общения педагогов и детей в сюжетной игре, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогом и детьми.
В процессе когнитивного взаимодействия педагога с детьми последними
• осваивается предметный и социальный мир;
• расширяется спектр игровых интересов;
• появляются, игровые замыслы, в которых сочетаются реальные и вымышленные события (из книг, мультфильмов);
• игровые замыслы оформляются в речи;
• формируется игровая роль и ролевая речь;
• осваивается умение использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий;
• содержание и структура сюжетов игр усложняется;
• основное содержание сюжетных игр связано с творческим отражением отношений в мире людей.
• формируется умение планировать игру;
• усваиваются правила и нормы поведения со взрослыми и сверстниками.
К концу дошкольного возраста у детей появляются новообразования:
– произвольность;
– воображение;
– знаковая функция сознания.
деятельностно-практического – игра строится как совместная деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение, используются содержательно-организационные и управленческие механизмы игрового взаимодействия по созданию игровой среды и изменению игрового пространства, в ней наблюдается развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации); в сюжетно-ролевой игре педагог и дети постоянно контактируют, координируют действия на основе взаимного содействия, сопереживают, изменяют способы поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга, определяют творческий характер отношений.
При реализации деятельностно-практического взаимодействия появляются устойчивые игровые объединения, в которых дети овладевают важными умениями:
коммуникативными: договариваться о тематике игры; о последовательности совместных действий; развитии сюжетов; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться; убеждать, действовать; решать конфликты;
организационными: справедливо распределять роли: подбирать игрушки, атрибуты, игровое оборудование и вместе обустраивать игровое пространство; совместно планировать игру; коллективно возводить постройки, необходимые для игры; комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;
у детей развивается инициативность; творчество.
эмоционально–личностного компонентов – наблюдается эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, отсутствие принуждения, обоюдный интерес друг к другу, понимание мотивов поведения; осуществляется поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Проявляется внимание к мнению и предложениям друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиций друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению друг с другом.
Дети овладевают умениями:
• создавать выразительные игровые образы с помощью средств реализации замысла: интонаций, действий, жестов, мимики, пантомимики, движений;
• обретают чувство самоценности, которое во многом определяется положением ребёнка в игре, его успехами в игре.
Формы взаимодействия:
• индивидуальное общение педагога с ребёнком по выработке игровых умений;
• организация совместной сюжетной игры с подгруппой детей в младшем дошкольном возрасте;
• коллективная игра в старшем дошкольном возрасте.
Методы и приёмы взаимодействия в сюжетной игре:
Педагог включает детей в совместную игру со сверстниками через использование приёмов внесения игрушек, разработанных О.К. Васильевой:
– создание игровых проблемных ситуаций;
– показ инсценировок театра игрушек;
– дидактические игры;
– сценки–загадки кукольного персонажа.
Полный цикл реализации модели педагогического сопровождения сюжетных игр требует 2-3 года. Поскольку развитие сюжетной игры на протяжении дошкольного возраста проходит от овладения детьми игровыми действиями в младшем дошкольном возрасте к ролевым диалогам в среднем дошкольном возрасте и сюжетосложению в старшем дошкольном возрасте. Важным моментом для развития игры как деятельности выступает педагогическая поддержка детских игр, которая направлена на создание условий по стимулированию и созданию детьми игровых замыслов, обогащению содержания детских игр и организации субъект-субъектного взаимодействия между партнёрами в игре (взрослый—ребёнок, ребёнок—ребёнок) с учётом овладения детьми способами построения игры и возрастными возможностями.
Поэтому отработка механизма педагогической поддержки сюжетных игр детей возможна через мониторинг процесса овладения детьми способами построения игры как деятельности от младшего к среднему и старшему дошкольному возрасту, что не даёт возможности проследить данные приобретения в рамках одного учебного года.
Проведённая работа по внедрению модели педагогического сопровождения сюжетных игр детей дошкольного возраста позволит обеспечить:
качество дошкольного и высшего педагогического образования:
обеспечить успешное социокультурное развитие дошкольников через развитие способности вносить в игры разнообразное социальное содержание, взаимодействия;
оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей в сюжетных играх;
повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений по организации и руководству сюжетными играми дошкольников.