«Как ребенок познает окружающий мир»
Как ребенок познает окружающий мир? Вопрос, который интересовал умудренных взрослых всегда. Однако, не все взрослые смогли на него ответить. Возможно ли воспитать ребенка, не создавая особых условий для развития его наблюдательности, логики, мышления? Успех определяют методы и приемы обучения дошкольников. Наиболее развивающими, соответствующими особенностям психического и физического развития ребенка являются методы, основанные на детском экспериментировании. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира.
Что же такое детское экспериментирование?
Великий Луи де Бойль писал: «Знания – дети удивления и любопытства». И он был абсолютно прав. Только заинтересованность позволяет ребенку быстро и легко осваивать окружающий мир и быть при этом активным и довольным. Именно этот «исследовательский инстинкт» и есть тот инструмент, с помощью которого удовлетворяется врожденная способность ребенка интересоваться всем и вся. Исследовательской поведение, лежащее в основе обучения ребенка, широко изучалась такими отечественными и зарубежными учеными, как А.В. Запорожец, Н.Н. и А.Н. Поддъяковы, Б.Ю. Ломов и другими. Эти авторы доказывали огромное значение экспериментирования для развития ребенка.
Экспериментирование лежит в основе любого знания ребенка о мире.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Ребенок экспериментирует, перебирая и нанизывая колечки пирамиды, рисуя разными материалами (краской, карандашами, пальчиками), сочиняя слова и сказки, конструируя и танцуя.
Вся привычная деятельность детей есть по своей природе не что иное, как экспериментирование, в основе которого лежит знаменитый рефлекс Павлова И.П. «что такое, кто такой».
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
Видеть и выделять проблему
Принимать и ставить цель
Анализировать объект или явление
Выделять существенные признаки, связи
Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
Отбирать материал для самостоятельной деятельности
Делать выводы
Активное самостоятельное действие с предметом, «практикование», выполнение действий методом «проб и ошибок» и есть могучий способ пробудить интеллектуальные силы дошкольника, развить его любознательность, наблюдательность, логику и мышление. Чем больше вопросов задает ребенок взрослым в дошкольном возрасте, тем интенсивнее будет развиваться его интеллект, тем более успешным учеником он станет.
Предлагаем вам несколько проблемных ситуаций для домашнего экспериментирования.
Найди самое теплое место в квартире, комнате.
Ты замерз, долго гуляя на улице – что следует предпринять, чтобы не заболеть.
Ты проголодался, что будешь делать, если взрослых нет дома.
Как утешить плачущего ребенка.
Представь, что ты потерялся в большом городе. Как ты доберешься домой.
Как без кастрюли сварить суп.
Как напиться без чашки.
Как спастись от тигра.
Как укрыться от сильного дождя.
Как попасть в Африку.
В основном эти вопросы адресованы, конечно, детям старше 5 лет. Но и с малышами можно экспериментировать. Опираясь на приведенные примеры и знание особенностей и интересов своего ребенка, вы сможете придумать сотни подобных ситуаций. Такие занятия помогут вам и вашему ребенку скоротать время с пользой, стать ближе друг к другу, пробудить взаимный интерес, научить думать, рассуждать, обосновывая свою точку зрения.
Эти игры принесут не меньше пользы:
Игра «Превращения» (представь, что ты превратился в кого-то или что-то: гнома, белочку, раскладушку, что будет?).
«Необычные свойства» (расскажи о свойствах и способах использования необычных вещей, таких как горячий камень, сладкий кубик, невидимая машина).
«Что будет, если?» (100 дней будет идти дождь? Улетят все птицы?)
«Волшебная палочка» (что бы ты хотел уменьшить или увеличить? Что будет, если предмет увеличить до размеров?)
Никогда не пренебрегайте мнением ребенка по какому-либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все имеют право на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе с ребенком или же вдвоем доказать обратное.
Учите детей видеть мир вокруг себя. Для этого собирайте факты, ибо именно из них родится мысль. Учитесь у детей позитивному искреннему интересу ко всему происходящему.