Движение — это жизнь. Такое высказывание уже ни для кого не секрет. Активный образ жизни действительно способен улучшить состояние человека, поднять настроение, нормализовать работу внутренних органов, поднять иммунитет и даже выступить в качестве хобби. Но не все любят заниматься спортом по разным причинам: кому-то не хватает времени, кому-то не позволяют старые травмы, а кто-то просто не любит тратить время на регулярных тренировках. Но есть отличная альтернатива, которая доступна всем — это бег. Причем бег не требует специальной подготовки, особых навыков, гибкости, чрезмерной физической силы или специализированного оборудования.
Техника бега:
Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим перекатом на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
Бег в максимальном темпе выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Техника бега может быть различной в зависимости от его разновидности.
Подвижные игры с использованием бега и беговых упражнений:
Подвижная игра «Караси и щука»
Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.
Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
Подвижная игра «Мышеловка»
Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: "хлоп" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются пойманными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманных мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.
Подвижная игра «Волк без логова»
Перед началом игры выбирают двух водящих. Один из них «волк» — он будет убегать. Другой «охотник» — он будет догонять «волка». Все остальные ребята разбиваются на пары и встают в произвольном порядке в помещении. Каждая пара стоит лицом друг к другу, подняв над головой сцепленные руки. Получается волчий «домик» или, по-другому, «логово». Когда «волк» убегает от охотника, он может забежать в такое «логово» и составить пару с одним из детей. «Волк» встает между двумя играющими и тот, к кому он оказался спиной, становится «волком» вместо него. Тот «волк», который все-таки попался «охотнику» становится новым «охотником». А прежний «охотник» встает в любую пару. Один из игроков этой пары становиться новым волком.
Подвижная игра «Бег шеренгами»
Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов), можно дать им названия «Ракета» и «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями
2 вариант.
Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например: те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.
Подвижная игра «Быстрей по местам»
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По слову воспитателя «бегите» или удара в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. убирается один из предметов, лишая, таким образом, одного ребенка места. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:
«Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.), быстро место занимай!»
Когда игра проводится в последний раз, кладутся кубики обратно, для того, чтобы все дети имели место.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине, между двумя линиями, находится «ловишка», назначенный воспитателем или выбранный детьми. Дети хором произносят текст: «Мы весёлые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать: раз, два, три – лови!»
После слова «лови!» дети перебегают на другую сторо6ну площадки, а «ловишка» догоняет их. Тот, до кого «ловишка» дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садиться возле «ловишки».
После двух-трех перебежек, производится подсчет пойманных и выбирается новый «ловишка».
Подвижная игра «Ловишки»
Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми «ловишка», получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.
После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда «ловишка» поймает 3-4 играющих.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становиться хитрой лисой. Затем водящий предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - хитрая лиса быстро выходит на середину круга и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
Подвижная игра «Птичка без гнезда»
Дети делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто стоит первым - гнездо, второй за ним - птица. В центре обруч - там водящий. Он считает: «раз» - игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; «два» - игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, «три» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке.
По сигналу водящего «все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд.
При повторении игры дети м еняются ролями.
Птицы вылетают только на счет «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птица летает по площадке.
Подвижная игра «Северный и южный ветер»
Среди играющих выбирается два водящих (скорее всего с помощью считалочки) – одному одевается синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть как вкопанный. «Южный» же ветер наоборот размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.
Подвижная игра «Кто быстрее до флажка»
На расстоянии 5-6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4-5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18-20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу (удар в бубен или хлопок или при словах «раз, два, три – беги!») дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. На место бежавших становятся за черту следующие 4-5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками. Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. Дети подлезают под нее, не касаясь земли руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.
Подвижная игра «Второй лишний»
Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал в круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.
Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.
Подвижная игра «Третий – лишний»
Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу. Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага и начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», Чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»). После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями. Бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.
Подвижная игра «Гори, гори ясно…» в кругу
Дети становятся в круг. Водящий с платком в руке идет вдоль круга за его пределами. Дети хором говорят:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!»
Водящий поднимает платок над парой детей. Они бегут вдоль круга в противоположном направлении. Кто быстрее возьмет платок из рук водящего, тот сам становится водящим.
Подвижная игра «Салки – не попади в болото»
На площадке обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Осаленный ловишкой выходит из игры.
2 вариант:
Ловишка стоит в центре круга, начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.