ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Шоморова Екатерина Викторовна

Сценарий праздника в честь 8 марта для подготовительной группы

«Веселые стиляги»

Под музыку «Буги-буги» заходят дети с небольшим перестроением, останавливаются полукругом

Ведущая:

Приглашаем вас ненадолго в 70-е годы ХХ века!

Посмотрите на часы, стрелки пошли обратным ходом! (звучат часы)

Какой восторг ведь мы попали в молодые годы наших бабушек!

Песня «Все ребята говорят наперебой»

1 куплет:

Все ребята говорят наперебой,

Что наш утренник сегодня не такой.

Не такой обычный, а стиляг парад,

Что попали мы на 40 лет назад.

Припев:

Но не верю я тому, что говорят,

Разве можно повернуть часы назад,

А сейчас здесь стою,

как стиляга перед вами

И пою.

2 куплет:

Все ребята говорят наперебой,

Что наш утренник сегодня не такой.

Что сегодня мы танцуем и поем,

Как когда -то дед и бабушка вдвоем.

Припев:

Но не верим мы тому, что говорят,

Разве можно повернуть часы назад,

Но сейчас здесь стоим,

И на часик мы в то время улетим!

Ребёнок:

Стилягам не знаком покой:
Весёлые и шумные,
Красивые и внешне, и душой,
И очень даже умные!
Все дети:

Мы- СТИЛЯГИ!
1 Ребёнок: Самые
2 Ребёнок: Талантливые
3 Ребёнок: Искрение
4 Ребёнок: Любознательные
5 Ребёнок: Яркие
6 Ребёнок: Гениальные
7 Ребёнок: Интеллектуальные
Ведущая: Весело живут! 
Все: Стиляги! 
Ведущая: Танцуют и поют! 
Все: Стиляги! 
Ведущая: С нами веселей,
Мы зажжем энергией своей. 

Выходят вперед (1 мальчик и 2 девочки)

1 мальчик:

Стою здесь модный весь, чуб мой набекрень.

К празднику готовится было нам не лень.

И штиблеты новые начищены, блестят.

А девочки в горошек и с бабеттами стоят.

2 девочка:

Бабушка! Неужели как и я девочкой, когда –то ты была?

Яблоки неспелые с яблони рвала.

Ссорилась с подружками из-за пустяков

И по теплым лужицам мчалась босиком.

3 девочка:

И играла в салочки летом до темна.

А на дискотеках лучшею была.

Рок-н-рол и буги-буги плясала там она,

Неужели девочкой бабушка была?

Дети идут на свои точки:

Танец общий «Старая пластинка»

Ведущая:

Какой отличный танец!

Сколько в нем задора, огня, ноги так и просились в пляс.

После такого танца надо отдохнуть.

Садятся на места

Ведущая:

Посмотрите, там еще пластинки остались. Достает несколько. Они непростые, поздравительные. Будем доставать и поздравлять. Как вам такое предложение?

Дети: Отличное!

Ведущая:

Ну тогда мы начинаем. Пластинку первую достанем и пожелание узнаем.

«Для всех мам, бабушек, воспитателей пусть цветут цветы»

Ведущая:

Ну что пожелание исполняется все мамы и бабушки улыбаются.

А девочки наши сейчас постараются.

Выходят девочки с цветами на голове и тросточками

Девочка:

Из южных краев по раздолью полей

Весна приближается к нам.

И стало на свете светлей и теплей

В честь праздника наших мам!

Девочка:

И  ручейки,  и  птицы  в  небе

С  весной  спешат  поздравить  вас!

Пусть будет в этот день весенний

У вас отличным настроенье.

Пусть будет множество цветов,

Улыбок добрых, нежных слов!

Танец девочек с тросточками

Ведущий:

Молодцы девчонки. Танцевали вы красиво и очень стильно.

А мы продолжаем наши поздравления.

Я сейчас маму позову (выходит любая мама)

Пожалуйста пластинку доставайте и пожеланье прочитайте

Мама читает пожелание:

«Поздравление от мальчишек. Настоящих стиляг»

Ведущая: 

Тогда –это наши мальчишки. Они без сомненья, сейчас продолжат выступленье! 
Выходят мальчики выстраиваются по точкам.

1 мальчик:

8 Марта – день особый,
Ну, кто ему скажи не рад?
Он самый нежный, самый добрый.
Любимый праздник у мамочек, бабушек и девчат!

2 мальчик:

Дорогие наши мамы!

Заявляем без прикрас, 
Что ваш праздник самый- самый,

Самый радостный для нас! 

Капли солнечного света,

Мы несём сегодня в дом.

Дарим бабушкам и мамам  

Поздравленье с Женским днём.

3 мальчик:

Пусть в делах всегда и всюду

Вам сопутствует успех.

И сегодня в праздник светлый,

Вместе:

Будьте вы счастливей всех!

4 мальчик:

Весна приносит обновленье,

Улыбки, счастье и цветы.

Примите наши поздравленья.

В весенний праздник от души!

5 мальчик:

Мы сегодня нарядились,

Туфли пламенем горят:

Поздравлять вас с 8 Марта

Собрались как на парад!

6 мальчик:

Отутюжили рубашки

И отгладили  штаны!

Даже галстуки надели-

Так понравиться хотели!

Исполняется танец мальчиков «Оранжевый галстук»

Ведущий:

Молодцы стиляги, не подвели.

Танцем вы всех тут зажгли

А теперь прошу тебя (обращается к мальчику)

Достань нам пластинку с пожеланием.

Ведущая: Объявляется игра «Бабушкина пластинка». Слушаем отрывок и называем, что прозвучало.

Игра «Бабушкина пластинка»

Ведущий:

Спасибо мамам и бабушкам.

Сейчас мы их попросим достать нам пластинку..

Пластинку достаём и желание прочтём.

Ведущий:

В электричку музыкальную поиграем.

Кто отстанет – догоняем.

Игра «Музыкальная электричка

Ведущая:

В нашем  сундуке осталась последняя пластинка

Её мы достаём и пожелание прочтём.

Читают: Песня для мам

Дети выстраиваются в полукруг

Песня «Зима старушка прячется»

Ведущая:

Вот, ребята и пролетел незаметно час в 70-х 20 века и нам пора возвращать в 21 век 2024 год. Звучат часы.

Танец «Флешмоб»

Ведущая:

Наш праздник заканчивается и нам осталось самое главное, подарить подарки нашим дорогим и любимым мамам.

Ребёнок:

Лучше всех подарков на земле,
Лучше, чем играет нежно скрипка,
Сердце и очаг в любой семье –
Любящая мамина улыбка!

Мамы и бабушки – Вы самые милые,

Самые добрые и справедливые

И, не таясь, вам скажем прямо –

Все вместе:

Вас любим за то, что вы просто мамы.

Ведущая 1:

Так пусть же весна принесет навсегда

Здоровье и молодость в ваши дома.

Пусть мира весна принесёт всей планете,

Пусть будут всегда ваши счастливы дети,

И каждый ребёнок пусть будет здоров,

Дети: А вам, дорогие мамы, море цветов!

Дети дарят мамам пластинки, украшенные  самодельными цветами.

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Музыкальная терапия — мощный инструмент в работе с детьми, предлагающий уникальные преимущества, которые может помочь дошкольникам управлять эмоциями, развить коммуникативные навыки и улучшить общее самочувствие. Одним из ключевых преимуществ музыкальной терапии является ее способность вовлекать детей в безопасную, комфортную среду. Для многих детей музыкальная деятельность знакома, поэтому с помощью музыкальных видов деятельности, они могут выражать себя, исследовать новые эмоции и разрабатывать стратегии преодоления трудностей. Музыкальная терапия также может быть ценным инструментом для решения эмоциональных проблем, таких как травма, горе или стресс. С помощью музыки дети могут выражать свои чувства, справляться с трудными переживаниями и развивать более здоровые механизмы преодоления трудностей.

Что же такое музыкальная терапия? Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение. В переводе означает «лечение музыкой». Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния человека в желательном направлении развития. Исследователи утверждают, что при несовпадении естественных биоритмов человека и музыкального ритма произведения, биоритм человека подстраивается под звуки музыки, что и меняет его психоэмоциональный настрой. Предпосылки к возникновению научной музыкотерапии были заложены еще в конце XIX начале XX века трудами российских ученых Догеля И.М.,Тарханова И.Р., Сеченова И.М., Бехтерева В.М. и др. Однако полноценное формирование российской школы научной музыкотерапии началось в начале 90-х годов, когда стартовали системные нейро-физологические и клинические исследования в данной области [6]. Работа российских ученых способствовала увеличению количества доказательств, подтверждающих использование музыкальной терапии в качестве дополнительного подхода в здравоохранении и оздоровительной практике.

На музыкальных занятиях в детском саду методы музыкальной терапии направлены на использование музыки для поддержки развития социальных, эмоциональных и когнитивных потребностей детей. Вот некоторые ключевые методы, обычно используемые в музыкальной терапии на музыкальных занятиях в детском саду:

1. Пение и вокализация. Поощрение детей подпевать простым песням помогает развивать их речь и языковые навыки. Пение также помогает улучшить память, внимание и концентрацию.

2. Движение и танец. Включение движений и танцев в музыкальные занятия помогает детям улучшить моторику, координацию и баланс. Это также дает возможность самовыражения и поощряет творчество.

3. Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомство с различными музыкальными инструментами позволяет дошкольникам исследовать различные звуки, текстуры и ритмы. Игра на музыкальных инструментах помогает развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.

4. Слушание. Привлечение детей к прослушиванию различных музыкальных произведений, может вызвать эмоциональные реакции и улучшить слуховое восприятие. Это также помогает развить понимание различных музыкальных жанров. Использование успокаивающей музыки для создания успокаивающей обстановки может помочь детям расслабиться и регулировать свои эмоции.

5. Импровизация и музыкальные игры. Поощрение детей импровизировать с помощью голоса или инструментов способствует творчеству и самовыражению. Музыкальные игры, такие как ритмичные хлопки в ладоши или игры с призывами и ответами, могут улучшить социальное взаимодействие и командную работу.

6. Мероприятия с родителями. Участие родителей в музыкальных мероприятиях укрепляет семейные связи. Это также предоставляет возможности для совместного музыкального опыта дома.

Музыкальную терапию можно проводить в двух основных формах: рецептивной и активной.

Рецептивная музыкальная терапия предполагает прослушивание специально подобранной музыки. Музыкальный руководитель тщательно выбирает музыку, которая способствует расслаблению, размышлениям и эмоциональному выражению. Эта форма может помочь детям обрабатывать эмоции, снижать стресс и повышать самосознание посредством музыки.

Активная музыкальная терапия, напротив, предполагает активное участие в создании музыки. Дети могут заниматься пением, игрой на инструментах, импровизацией или написанием песен при поддержке и руководстве музыкального терапевта. Эта форма терапии может улучшить коммуникативные навыки, улучшить координацию движений, повысить уверенность в себе, а также способствовать творчеству и эмоциональному выражению.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом? Из опыта работы, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из трех фаз:

1. Установление контакта.

2. Снятие напряжения.

3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.

Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.

Подбор музыкального материала рекомендуется строить на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки:

Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.

Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.

Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:

• метод арттерапии

• метод цветотерапии

• элементы сказкотерапии

• игротерапия

• психогимнастические этюды и упражнения

• вокалотерапия

• прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. Так же можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как «Воробьиные драки», «Минута шалости», «Злые – добрые кошки», «Поссорились-помирились»

Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. Дети могу выбрать музыкальный инструмент и с помощью звучания передать своё настроение.

В заключение, методы музыкальной терапии на музыкальных занятиях в детском саду предлагают целостный подход к развитию потребностей маленьких детей. Интегрируя музыку в различные виды деятельности, педагоги могут создать благоприятную и увлекательную среду, которая способствует росту, творчеству и благополучию детей детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальное экспериментирование. Технология «боди перкуссия»

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды музыкальной деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Таким образом, сфокусировав внимание в музыкально-художественной деятельности на поисковый, экспериментальный подход в воспитании детей, мы помогаем им развиваться и духовно, и умственно.

Цели музыкально – экспериментаторской деятельности:

-       развивать умственную активность;

-       формировать интеллектуальную компетентность;

-       формировать способность видеть красоту, многообразие окружающего мира;

-       воспитывать интерес к поисковой деятельности;

-       прививать интерес к музыкальному искусству;

 

Задачи музыкального экспериментирования:

-       развитие музыкальности (интонационного, звуковысотного, метроритмического слуха, музыкальной памяти);

-       развитие сенсорных способностей;

-       развитие творческого, креативного мышления;

Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. После знакомства с шумелками дети могут переходить к более сложным к восприятию звукам.

В XX веке в поиске нового звучания, новых технологий, методик музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична. Это направление мы с детьми начинаем осваивать. Детям нравится заниматься Body Percussion – для них естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами.

Демонстрация видеозаписей, показывающих перкуссионные выступления со всего мира, расширяют понимание различных традиций. Так же на занятиях используются готовые видео-партитуры.

Детям нравится придумывать свои вариации на классическую и современную музыку. Одним из любимых произведений для экспериментирования стало «Турецкое рондо» В.А.Моцарта.

Развитие экспериментирования с музыкальным материалом в дошкольном учреждении имеет важнейшее значение для познавательного музыкального и творческого развития детей, а также помогает заложить фундамент умственного развития дошкольника и гармонично развитой личности в нашем обществе в будущем.

Музыкальные эксперименты в детском саду способствуют развитию творчества, воображения и любви к музыке.

Сценарий тематического досуга, посвященного Дню семьи, любви и верности

Ведущий: 8 июля в России отмечается ни на что не похожий (не политический и не развлекательный, а очень душевный и глубокий по замыслу праздник) - День семьи, любви и верности. Это признак того, что, несмотря на все демографические сложности, наша страна всё еще помнит и ценит то, что истинно важно. Дети, а вы знаете, что такое семья? Семья – это мир, где царит любовь, преданность и взаимопонимание. Это одни на всех радости, печали, привычки и традиции.

И открываем мы наш праздник гимном семьи. Звучит песня «Гимн семьи» И. Резника (передача сердечка по кругу)

Ребенок 1:

На Руси есть сказ о том,

Как Феврония с Петром

Были парою примерной,

Дружной, любящей и верной.

Пролетела та пора,

Нет Февроньи, нет Петра.

Но они — пример семьи,

Честной, искренней любви.

Ведущая: Символом Дня семьи, любви и верности является простой русский цветок – ромашка, цветок русских полей и лугов. Ромашка стала символом любви и верности. Ромашка самым прямым образом относится к любви. Кто знает, как?

Дети: На ромашках гадают «любит», «не любит».

Под музыку выходит Ромашка.

Ромашка.

Мой вам привет, ребята - дошколята!

Я – Ромашка, я – солнышком богато!

Мои цветы – в венке горят,

Цветы живые - это мой наряд!

Белая ромашка - символ семьи,

Маленькие дети – мои лепестки!

Ведущая: Здравствуй, Ромашка! Мы рады тебя видеть. Ты как раз вовремя. Мы отмечаем сегодня День семьи, любви и верности.

Ромашка.

Как хорошо! Сегодня замечательное утро, а каждое утро начинается с зарядки, так, покажите свои пальчики.

Проводится пальчиковая игра «Наша семья»

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья!

Ведущий: Ребята, сейчас у нас лето! А лето – это прекрасное время года для семейных путешествий! И мы все вместе с вами сейчас отправимся в полет на настоящем самолете! Подвижная игра – имитация под музыку «Самолет»

После игры группы получают маршрутные листы и отправляются по станциям.

1 станция

Ведущий на станции: Ребята, вы любите помогать маме? Что вы можете сделать по дому? (дети перечисляют) Правильно. Мы сейчас поможем сварить суп и компот. Для супа нужны овощи, для компота – фрукты. Девочки варят суп, а мальчики - компот.

Эстафета «Свари суп и компот»

 

2 станция

Ведущий на станции (Ромашка): Ребята, у кого в семье есть братья или сестра? Представьте, что в вашей семье пополнение. И вам нужно погулять с братиком или сестренкой. Коляску нужно довести до ограничителя и вернуть назад, передать следующему. Но везем коляску бережно и аккуратно.

Эстафета «Коляска»

 

3 станция

Ведущий на станции (бабушка): Здравствуйте, ребята. Ищу свои очки. Вы их не видели? (Начинают искать очки, находят у бабушки на голове. Бабушка благодарит.) Вы мне поможете постирать платочки и развесить их?

Эстафета «Постирай и развесь платочки»

 

4 станция

Ведущий на станции: Здравствуйте, ребята. Мы с вами оказались на речке, будем ловить рыбу.

Эстафета «Рыбалка»
 

Все группы возвращаются в центр площадки.
Ромашка: Ребята, вам понравилось путешествие?

Ведущая: Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле!

   Главная особенность семьи – это чувство любви и привязанности, объединяющее всех ее членов. Каждая семья живет своим миром, своим маленьким обществом. Но из маленького всегда получается что-то большое, значимое. Мы поздравляем всех с Днем любви, семьи и верности! Пусть в ваших семьях царит мир и благополучие, здоровья вам и процветания!

Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, любите своих детей и родителей, помогайте родным и близким в беде! Будьте все здоровы и счастливы!

Общий танец

 

Бег как основное средство физического развития дошкольников

Движение — это жизнь. Такое высказывание уже ни для кого не секрет. Активный образ жизни действительно способен улучшить состояние человека, поднять настроение, нормализовать работу внутренних органов, поднять иммунитет и даже выступить в качестве хобби. Но не все любят заниматься спортом по разным причинам: кому-то не хватает времени, кому-то не позволяют старые травмы, а кто-то просто не любит тратить время на регулярных тренировках. Но есть отличная альтернатива, которая доступна всем — это бег. Причем бег не требует специальной подготовки, особых навыков, гибкости, чрезмерной физической силы или специализированного оборудования.

Техника бега:                   

        Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть сто­пы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим перекатом на всю стопу. При от­талкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки в сто­роны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не по­ворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного по­ворота туловища.

         Бег в максимальном темпе выполняется на передней части сто­пы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи разверну­ты, не напряжены, смотреть вперед. Техника бега может быть различной в зависимости от его разновидности. 

Подвижные игры с использованием бега и беговых упражнений:

                               Подвижная игра «Караси и щука»

Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.
Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

                               Подвижная игра «Мышеловка»

Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: "хлоп" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются пойманными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманных мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.

                                  Подвижная игра «Волк без логова»

Перед началом игры выбирают двух водящих. Один из них «волк» — он будет убегать. Другой «охотник» — он будет догонять «волка». Все остальные ребята разбиваются на пары и встают в произвольном порядке в помещении. Каждая пара стоит лицом друг к другу, подняв над головой сцепленные руки. Получается волчий «домик» или, по-другому, «логово». Когда «волк» убегает от охотника, он может забежать в такое «логово» и составить пару с одним из детей. «Волк» встает между двумя играющими и тот, к кому он оказался спиной, становится «волком» вместо него. Тот «волк», который все-таки попался «охотнику» становится новым «охотником». А прежний «охотник» встает в любую пару. Один из игроков этой пары становиться новым волком.                

                                           Подвижная игра «Бег шеренгами»

Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов), можно дать им названия «Ракета» и «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями

2 вариант.

Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например: те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.

                               Подвижная игра «Быстрей по местам»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По слову воспитателя «бегите» или удара в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. убирается один из предметов, лишая, таким образом, одного ребенка места. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят: 
«Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.), быстро место занимай!»

 Когда игра проводится в последний раз, кладутся кубики обратно, для того, чтобы все дети имели место.

                             Подвижная игра  «Мы веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине, между двумя линиями, находится «ловишка», назначенный воспитателем или выбранный детьми. Дети хором произносят текст: «Мы весёлые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать: раз, два, три – лови!»

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторо6ну площадки, а «ловишка» догоняет их. Тот, до кого «ловишка» дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садиться возле «ловишки». 

 После двух-трех перебежек, производится подсчет пойманных и выбирается новый «ловишка». 

                     Подвижная игра «Ловишки»

Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми «ловишка», получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки. 

После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда «ловишка» поймает 3-4 играющих. 

                      Подвижная игра «Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становиться хитрой лисой. Затем водящий предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - хитрая лиса быстро выходит на середину круга и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

                  Подвижная игра «Птичка без гнезда»

Дети делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто стоит первым - гнездо, второй за ним - птица. В центре обруч - там водящий. Он считает: «раз» - игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; «два» - игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, «три» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке.

По сигналу водящего «все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо,  т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд.

При повторении игры дети м еняются ролями.

Птицы вылетают только на счет «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птица летает по площадке.

              Подвижная игра «Северный и южный ветер»

Среди играющих выбирается два водящих (скорее всего с помощью считалочки) – одному одевается синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть как вкопанный. «Южный» же ветер наоборот размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.

                  Подвижная игра «Кто быстрее до флажка»

На расстоянии 5-6 шагов от края площадки проводится черта, за которую     становятся 4-5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18-20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу (удар в бубен или хлопок или при словах «раз, два, три – беги!») дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. На место бежавших становятся за черту следующие 4-5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками. Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. Дети подлезают под нее, не касаясь земли руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.

                                  Подвижная игра «Второй лишний»

Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал в круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.

 

                         Подвижная игра «Третий – лишний»

Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся по­парно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу. Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага  и начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», Чтобы не быть «запятнанным», убегающий иг­рок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).  После этих слов стоящий последним в паре начи­нает убегать от водящего. Если   водящему  удалось дог­нать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями. Бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него. 

                 Подвижная игра «Гори, гори ясно…» в кругу

Дети становятся в круг. Водящий с платком в руке идет вдоль круга за его  пределами. Дети хором говорят:

                                        «Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

                                          Глянь на небо: птички летят,

                                          Колокольчики звенят!

                                Раз, два, три – беги!»

 Водящий поднимает платок над парой детей. Они бегут вдоль круга в  противоположном направлении. Кто быстрее возьмет платок из рук водящего, тот сам становится водящим.

 

         Подвижная игра «Салки – не попади в болото»

На площадке обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Осаленный ловишкой выходит из игры.

2 вариант:

Ловишка стоит в центре круга, начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Перемены в социально-экономической жизни общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Однообразие советских учреждений сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ, дошкольных учреждений с различными видами приоритетной деятельности. Внутри одного образовательного учреждения так же возникли уровни и профили образовательно-развивающей деятельности. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида (типа) образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг. Как следствие появилась возможность прямого и косвенного влияния на школу и детский сад через свой выбор. Одновременно произошло существенное расслоение семей по социальным и экономическим показателям. Изменилась общая социальная стратификация населения. Формировавшиеся социальные слои начали осмысливать специфику собственных образовательных потребностей и формировать адекватные требования (ожидания) по отношению к образованию и воспитанию собственных детей. В отдельных группах населения уровень образования оказался близким к учительскому, и даже выше. В результате образовательное учреждение оказалась в центре критического внимания родителей, СМИ и общества в целом. Традиционная практика организованных взаимодействий государства, семьи и образовательного учреждения давно уже не соответствует изменившимися социально-образовательными потребностями, возможностями и ожиданиями всех основных участников образовательного процесса. Всё это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и дошкольного и школьного учреждения в системе их взаимодействий в образовательно- воспитательном процессе.

В условиях глубокого социально-экономического и культурного расслоения семей исторически привычный авторитарный характер отношений школы с семьёю является одним из факторов наблюдающегося падения престижа образовательного учреждения и авторитета педагога в глазах общества, роста критических настроений по отношению к системе образования, к его содержанию и качеству. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи, школы и дошкольного учреждения на уровень, адекватный новым качествам и возможностям всех участников взаимодействия, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

В последние два десятилетия изменилось представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Так как это взаимодействие со стороны государства ничем не регулировалось, то многие руководители образовательных учреждений сделали самостоятельную попытку  изменить модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Содержание совместной деятельности, отраженное в практике образовательных учреждений, в специальной литературе и научных исследованиях, в это время обозначается преимущественно такими понятиями, как «работа детского сада (школы) с семьей», «поддержка семьи», «сотрудничество» и т.д. Позиция семьи в этих видах социального взаимодействия достаточно пассивна, особенно в двух первых случаях. Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности. Но это уже были первые шаги к тому, чтобы семью поставить в субъектную позицию в данном взаимодействии.

На сегодняшний день партнерство является более перспективным и эффективным видом взаимодействия, но в то же время и более сложным с точки зрения его осуществления.

1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время активно вводится в систему дошкольного образования.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство». В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.

Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.

Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

Формирование педагогической компетентности.

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, деловые игры. Например, такие, как «Вернисаж идей и предложений», «Бенефис семейного воспитания». Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.

Формирование мобильности родительской общественности.

Творческие мозаики, семейные марафоны театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях, .

Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности.

Формы организации этой деятельности разнообразны: Бенефис семейного воспитания, творческие мастерские, консультации – игротеки.

При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.

Формирование авторитетности родительской общественности.

Участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, влечение родителей в образовательный процесс.

Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС).

Поэтому необходимо: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей; оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Используя только традиционные методы работы с родителями невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Поэтому, помимо традиционных, мы используем инновационные активные формы работы с семьей: правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Первый принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.

5. Открытость.

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

На протяжении 3 лет в нашем учреждении особое внимание уделяется работе с родителями. Воспитатели групп активно используют как традиционные методы, так и инновационные. Каждый сентябрь они продумывают план мероприятий по взаимодействию семьи и образовательного учреждения. Как правило, в план включаются: тематические выставки поделок своими руками, совместные «субботники», праздничные утренники, мастер-классы. В нашем учреждении стало хорошей традицией проведение общего танца (ребенок и взрослый) на праздниках. С каждым разом родителей-участников становится все больше. В каждой группе есть родительский комитет, который тесно сотрудничает с воспитателями. В нашем учреждении есть совет по урегулированию споров в образовательном процессе. В состав совета входят как родителя, так и педагоги ДОУ. Уже наблюдается первый результат: стало легче решать конфликтные ситуации, родители становятся активными участниками образовательного процесса и охотно участвуют в повседневной жизни ДОУ, прислушиваются к советам воспитателей.

Поэтому мы считаем, что социально-педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

 

Список литературы:

Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы: методические материалы и рекомендации к областному родительскому собранию. Материалы из опыта экспериментальной работы МОУ СОШ №52 г. Ульяновска. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 31 с.

Грибоедова Т.П., Медведева Н.З., Москвина Т.В. Журнал «Начальная школа плюс до и после». М.: Издательство ООО «Баласс», 2009 №3.- 95 с.

Шушакова Е. Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования. www.maam.ru, 2014.