ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Панова Алла Владимировна

Развитие математических способностей у дошкольников через предметы мебели

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников отводиться важное место в дошкольном учреждении. Это вызвано целым рядом причин:

началом дошкольного обучения, обилием информации, получаемой ребенком ,повышением внимания к компьютеризации с дошкольного возраста, стремлением научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Основное усилие и воспитателей, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам стоит помнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке, в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами можно через предметы мебели. Предложите ребёнку посчитать сколько в комнате предметов мебели. Через предметы мебели можно закреплять величину и форму, цвет предметов, расположение в пространстве. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, столы бывают круглые, квадратные, прямоугольные. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по два: две ножки, два подлокотника, два шкафа и т. д. И чего по три, четыре?

Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Поиграйте в игру «Найди предмет мебели по описанию».

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике вместе с предметами мебели.

 

 

Желаем удачи!

 

Консультация для родителей

«Игрушка для пятилеток»

 

Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано.

Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т.е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.

Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).

Важно запомнить правило: игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине.

Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи.

Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек. Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь следующими правилами.

Игрушка должна быть:

  1. Безопасной (просмотрите качество материала, из которого она сделана)
  2. Эстетичной на вид
  3. Соответствовать возрасту
  4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше).

 

Необходимо помнить, что даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми мамой и папой!

Консультация для родителей

Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни

Приобщение дошкольников к трудовой деятельности является важнейшим средством воспитания. В дошкольном возрасте необходимо развивать у детей общие трудовые умения и навыки, формировать ответственное отношение к труду.

Особое значение трудовая деятельность имеет при формировании нравственных качеств. Выполняя трудовые поручения, несложные обязанности, дети учатся быть полезными для других. Это формирует у них старательность, исполнительность и готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

- воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Ребенок всюду сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами в детском саду, в семье, в окружающей его обстановке.

Задача взрослых состоит в том, чтобы создавать условия для трудовой деятельности детей.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью.

В возрасте 4-5 лет дети умеют самостоятельно надевать и снимать майку, футболку, колготки, брюки, юбку. Они умеют застегивать и расстегивать молнии на куртках, сапогах. Дети умеют пользоваться ложкой, вилкой, постепенно овладевают умением есть ножом и вилкой.

В семье родители должны повышать требования к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Также стоит обучать детей обращаться за помощью, уметь ее оказать, благодарить за услугу.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Дома родители могут поручить ребенку сервировать стол к обеду - поставить на стол салфетницу, хлебницу, тарелки, кружки, столовые приборы. Дети способны самостоятельно подготовить рабочее место для рисования, аппликации, лепки и после работы все убрать на места. Они могут помыть кисточку и баночку (пластмассовую) после рисования, протереть салфеткой доску для лепки.

Предложите детям помочь во время уборки квартиры, и они протрут стеллажи от пыли, расставят свои игрушки на места, постирают кукольное белье.

На даче можно поручить детям подмести дорожки в теплое время года, а зимой предложить очистить дорожки от снега.

Используя возросшие возможности детей и учитывая сформированные навыки, взрослый постепенно приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Дома в обязанности детей может входить полив комнатных растений. На даче можно привлекать детей к выращиванию овощей на грядках (дети сеют семена, поливают грядки, собирают урожай) и цветов в цветниках.

Ручной труд – это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала, бросового материала.

Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям.

Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

В ходе обучения детей трудовым навыкам взрослые формируют у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дети испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Приобщая вашего ребенка к труду сейчас, Вы приучите ребенка к повседневному труду, вырастите помощника в будущем.

 

Консультация для родителей

«Как рассказать ребёнку 4–5 лет о празднике День Победы»

История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня - начало Великой Отечественной войны и 9 мая - День Победы. История этого великого праздника ещё раз напоминает всем нам о героизме и патриотизме защитников нашей Родины.

День Победы - это великий праздник, день победы над фашизмом, в честь всех тех, кто подарил нам жизнь, мирное небо над головой, кто пожертвовал своим здоровьем, своей жизнью ради нас!

Победа над фашизмом - великий подвиг нашего народа и урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети, уже в дошкольном возрасте, знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого.

Как же рассказать ребёнку о Дне Победы?

Начните с вопроса: «А ты знаешь, какой скоро праздник?». Эта фраза должна заинтересовать ребёнка, ведь дети очень любят праздники.

Затем усадите его рядом и расскажите о начале Великой Отечественной войны и о победе над фашизмом. Объясните, что 22 июня 1941 года немецкие фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Они хотели установить свои порядки и поэтому взрывали огромные бомбы, стреляли и забирали людей в плен. Но наши войска дали отпор, потому что идти на фронт было долгом каждого.

Объясните ребёнку значение непонятных слов. Не забудьте добавить, что война длилась долгих четыре года, и что много солдат не вернулось домой. А 9 мая 1945 года фашистские войска были разбиты, и наступила долгожданная победа. В этот день все радуются тому, что теперь люди живут под мирным небом, а дети говорят ветеранам «спасибо» и дарят рисунки с праздничным салютом или праздничные открытки и поделки, сделанные своими руками.

Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне. Покажите детям фотографии родственников в военной форме, расскажите о том, в каких войсках они служили, рассмотрите их награды.

Расскажите детям о том, что во время войны и в тылу дети и взрослые из вашей семьи помогали в борьбе с фашистскими захватчиками.

Посетите с детьми Музей артиллерии, инженерных войск и войск славы, Музей обороны и блокады Ленинграда, Центральный военно-морской музей.

Рассмотрите вместе с детьми награды военных лет за боевые заслуги, различное оружие, обмундирование воинов — защитников, солдатский котелок, плащ-палатку.

Не нужно заострять внимание детей на минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на практике, как ими пользовались солдаты на фронте.

Обязательно возложите цветы у Стелы народным ополченцам Октябрьского района или у Вечного Огня.

Объясните, что значит Вечный огонь и почему он круглый год горит.

Объясните детям, что пережившим, выстоявшим в ту страшную войну нужно поклониться до земли - поблагодарить их за Великую Победу!

Читайте детям рассказы и повести о войне, её героях, учите стихи о войне. Книги помогут дать ребёнку представления о военном времени. Книги о войне, написанные специально для детей дошкольного и младшего школьного возраста, содержат описание душевной доброты, стойкости и героизма наших воинов - защитников.

Делайте ударение на особо важных моментах. Иногда отрывайтесь от чтения, чтобы спросить о том, что он чувствует, как видит и понимает то, о чём идёт речь в повествовании.

Рассмотрите иллюстрации в книгах. Расскажите об участии детей в войне в тылу и на фронте. О том, что дети встали к станкам на военных заводах, дежурили ночами и тушили зажигательные бомбы на крышах и чердаках, выращивали овощи на полях, ухаживали за ранеными и больными. В страшные годы войны дети вместе со взрослыми взялись за оружие, чтобы защищать Родину от ненавистных захватчиков, воевали в партизанских отрядах.

Смотрите вместе фильмы о войне. Дети очень многое могут и не понять, так что будьте готовы дать им объяснения.

Ваша задача — не напугать детей, а просветить, рассказать им о происходящих событиях в доступной форме. Вместе с детьми сопереживайте героям, обсуждайте смелость, отвагу и подчёркивайте, что во все времена жестокость, предательство считались самыми плохими качествами. Дети должны знать, что никогда нельзя унижать человеческое достоинство, убивать, избивать, предавать.

Мальчикам будет интересно изучить технику и оружие военных лет. В этом могут помочь энциклопедии, художественная литература, интернет. Можно распечатать раскраски с танками и солдатами и предложить их ребёнку, а заодно немного рассказать о том или ином орудии.

Девочкам можно рассказать о героических подвигах врачей и жён, которые выжили в трудных условиях, да ещё и детей воспитывали и помогали партизанам.

О войне, конечно же, не рассказать за один раз. И вы будете время от времени возвращаться к этой теме, рассказывая ребёнку о новых деталях, которые он узнает из книг, фильмов или экскурсий.

 

 

Консультация для родителей

 «Почему ребенку нужна игра?»

Игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он развивается, познаёт взаимоотношения между взрослыми людьми. Именно через игру педагоги и родители решают все образовательные задачи. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры.

Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру сделать её увлекательной. Когда ребёнок играет, примеряя на себе разные роли, воспроизводя или придумывая ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти решения. Пусть ребёнок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным – пусть ребёнок проявит фантазию.

О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.

В игре ребёнок обучается:

эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей;

переживать жизненные ситуации других людей, как свои, понимать смысл этих действий и поступков;

осознавать своё реальное место среди других;

уважать себя и верить в себя.

Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой деятельности. В игре ребёнок приобретает умение надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: детям предоставляется возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. 

Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребёнок в игре. В игре ребёнок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти отношения. Это так называемые «вредные игрушки». Игрушки-монстры нередко родом из агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребёнка с такими играми.

Для игр ребёнку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок с правильно подобранным игровым материалом. В условиях детского сада необходимо создать среду для полноценных игр детей.

Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп»:

- игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик и утварь.

- игрушки для выплеска агрессии. Это солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.

- игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.

- игрушки для развития знаний о социальных ролях, имитирующие инструменты врача, шофёра и др.

- театральные игрушки для развития эстетического воспитания, воображения, развития речи.

- технические игрушки – транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление.

- спортивно-моторные игры, способствующие двигательной активности, развитию координации движений.

- музыкальные игрушки. Это погремушки, колокольчики, бубенцы и др.

- дидактические игры. Им принадлежит особое место. Они воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Если не играть, не руководить игрой ребёнка в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

Поэтому надо взять за правило: несколько раз в день включаться в игру детей, это побуждает их к новым действиям. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Таким образом, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра взрослого и ребёнка не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир и играйте вместе с ребёнком!

 

 

 «Связь здоровья ребёнка и микроклимата в семье»

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. С. Сухомлинский)

Дошкольный возраст характеризуется быстрым темпом роста и развития всех органов и систем, в том числе и нервной системы ребёнка. В этом возрасте она пластична, гибка, но вместе с тем и легкоранима. Это обязывает нас, взрослых, бережно относиться к ребёнку, так как нервные клетки разрушаются и не восстанавливаются.

Для нормального развития нервной системы необходим правильный режим. Режим – это рациональное питание, сон, закаливание организма, прогулки, режимные процессы.

Давайте рассмотрим условия, в которых ребёнок может нормально расти и развиваться. Каждый знает, какое значение для детей имеет спокойная обстановка в семье. Но не каждый об этом помнит. Чтобы ребёнок рос спокойным, большое значение имеют и предоставление ему возможности играть и заниматься в специально отведенном для него уголке, и режим тишины, предусматривающий устранение всех раздражающих громких звуков, и главное – доброжелательные отношения между членами семьи. Все это важно потому, что ребёнок приходит из детского сада к концу дня уже утомленным и любой раздражитель действует на него особенно сильно. Очень сильно влияют на детей скандалы в семье, неуважительное отношение, покрикивание, резкость в обращении старших друг к другу. Свои конфликтные ситуации решайте, когда ребёнка нет рядом, постарайтесь при ребёнке находить общий язык. Если родители умеют видеть в ребёнке человека и обходятся с ним справедливо, то он обретает чувство уверенности.

Если ребёнок привык видеть, что с ним строги, но справедливы, это дисциплинирует его, он становится более уравновешенным. Нельзя забывать о том, что требования к ребёнку должны быть едины и посильны для выполнения, тон обращения спокойным и приветливым.

Шумная обстановка в доме является одним из сильнейших раздражителей нервной системы ребёнка. Постоянный шум приводит к быстрому утомлению, ухудшению памяти, снижению внимания, повышенной раздражительности.

Очень плохо влияет на ребёнка привычка взрослых громко разговаривать. Ребёнок привыкает к высоким раздражителям, перестает реагировать на спокойный тон, начинает сам говорить громко.

Приходя вечером из детского сада, наполненный впечатлениями дня, малыш дома должен быть окружен покоем, и вся обстановка должна его как бы подготовить к предстоящему ночному отдыху. Вы можете поиграть в спокойные игры, побеседовать, почитать сказки и т.д. Найдите своему ребёнку 20 минут после работы, поиграйте, порисуйте, пообщайтесь. Пусть ребёнок почувствует, что он не один, что есть рядом родные.

Если дома дисциплина и порядок, постоянство и последовательность требований, дети растут спокойными. Хотелось бы дать вам несколько советов:

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?».

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент временных неудач. Терпеливо, с интересом, слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики и грубые интонации.

7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

 

«Ссоры и драки в детском саду»

Поведенческие проявления.

В возрасте 5-6 лет дети проявляют яркий интерес к окружающему миру и другим детям. Они способны сотрудничать со сверстниками, соблюдать правила и очередность. В этом возрасте начинают проявляться элементы самоконтроля во всех психических процессах. Дети способны вести себя адекватно и дисциплинированно на протяжении времени, проведенного в дошкольном учреждении. Они уже могут отличать хорошее от плохого, правду от лжи. Однако они могут реагировать бурно на ложь взрослых, выявлять отклонения от правил поведения как у взрослых, так и у других детей, а также критиковать сверстников. В это время дети чаще обращают внимание на негативные черты у других детей, в то время как сами не видят их в себе.

В этом возрасте проявляется недостаточное умение поставить себя на место другого человека и уважить его потребности, что может выражаться в высокой степени эгоизма - "только я хочу, только мне больно". Важно начать формировать навыки конструктивного общения, такие как умение делиться, идти на уступки, достигать компромиссов. Дети уже имеют представление о времени (вчера, сегодня, завтра, но это представление еще не полностью сформировано и может проявляться в высказываниях типа «всегда меня бьют, все время забирают». Это нормальное поведение для данного возраста. Важно, чтобы взрослые реагировали адекватно, чтобы не закреплялись негативные черты характера, не возрастала конфликтность и агрессивность у детей. Подход взрослых должен способствовать формированию у детей навыков взаимодействия, сотрудничества и конструктивного общения.

 

Причины возникновения конфликтов и драк:

1. Неадекватная реакция взрослых, такая как поддержка конфликтов, провокации, игнорирование или излишнее внимание к дракам, может способствовать их эскалации. Поэтому важно обучать и поощрять социально-приемлемое общение.

2. Лидерство играет важную роль в возникновении конфликтов. Навыки хорошего общения, умение находить общий язык с другими, организовывать деятельность и игры помогают лидеру успешно взаимодействовать с окружающими. Недостаток этих навыков при стремлении быть лидером может привести к конфликтам и недопониманиям.

Даже такой ребенок часто оказывается в центре внимания, но это внимание чаще всего негативное. Он конфликтен, обидчив, не идет на компромисс даже в незначительных ситуациях (я его побил, потому что он не захотел играть со мной). Важно понимать, что нельзя воспитывать ребенка только для удовлетворения собственных потребностей, стараться выращивать лидера там, где в этом нет необходимости может привести к невротизации детей.

Когда мы учим ребенка давать сдачу, мы помогаем ему развивать в себе взрослую ответственность и уважение к другим. Одобрение и разрешение на проявление физической агрессии, а также обучение ее применению (например, «дай ему так, чтобы он больше не лез в твои дела», «бей сильнее», «ударь его сразу в нос») несут в себе риск формирования негативных паттернов поведения у ребенка.

3. Реакция на ситуации может быть неадекватной: например, если ребенок показал мне язык, а я в ответ пнул его в живот.

4. Негативные установки. Отзывы о детском саде, утренние напутствия (например, «давай, иди в сад без страха, мы же тебя защищаем, как на бой отправляем, вернешься целым и невредимым»).

5. Конфликты взрослых с чужими детьми - угрозы со стороны родителей, рекомендации не играть с определенным ребенком. В случае такого отношения к детскому саду возникает вопрос: стоит ли его посещать?

ИТОГ: Несдержанная, неуправляемая агрессия в группе приводит к повышению тревожности у большинства детей, увеличению агрессивного поведения, что отрицательно сказывается на внимании, интересе, любознательности и готовности к обучению в школе.

Возникает насущная проблема с детскими разногласиями, конфликтами, драками и вопросами дисциплины. Для того чтобы ситуация не вышла из-под контроля, мы активно работаем над своим внутренним устройством, однако нам необходима ваша помощь, поддержка и сотрудничество, уважаемые родители.

 

Что делать:

Выработать единство требований, правил воспитателей и родителей! (Наше правило: обижать наших детей нельзя! Кто дерется играет один).

Проявлять терпение, выдержку, всегда давать оценку плохому поведению, плохому поступку своего ребенка (а не его личности).

Не давайте негативных оценок другим детям, обсуждайте со своим ребенком каждый волнующий его случай плохого поведения, при этом стремитесь помочь ему сформулировать собственное отношение к поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся!

Обычно детские ссоры ярко привлекают внимание взрослых, поэтому дети часто неосознанно используют их для манипуляции (Не хочу идти в сад, меня там все обижают; Меня Петя все время бьет).

Сдачу дают только в магазине! (Про то, как дать сдачи дети знают сами прекрасно).

Обсуждать, проигрывать, поддерживать, одобрять все социально приемлемые способы решения споров, конфликтов. Хвалить дружную игру и сотрудничество.

 

«Развитие мелкой моторики ребёнка как средство повышения речевой активности»

 «Движения руки всегда тесно связано с речью
и способствует её развития» В.М. Бехтерев

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей.

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

 

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Пальчиковые игры

2. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

3. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

4. Бусы и пуговицы.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

5. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

6. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

7. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

8. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

9. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

10. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

11. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

12. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

13. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

14. Собирание мозаик и паззлов.

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

15. Вырезание, аппликация, оригами.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

 

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

 «Как отучить ребенка говорить плохие слова»

Когда однажды малолетнее чадо в разговоре употребляет плохое слово, удавлению родителей нет предела. Где он их услышал? Почему их произносит и как его от них отучить? К сожалению, источников «плохих» слов очень много. Телевизор, улица, мультфильмы, окружающие взрослые.

Зачастую в период раздражения с наших уст срываются слова, которые слышать и уж тем более произносить детям не рекомендуется. Однако слова эти произносятся, а у деток, как известно, ушки растут на макушке, и они моментально подхватывают, новые, и такие интересные словечки.

Впоследствии, подросшее уже чадо отнюдь не радует близких своим лексиконом, и родители хватаются за голову.

Какие слова относятся к «плохим»? В первую очередь, нецензурная лексика, ругательные и грубые слова, оскорбляющие и унижающие человека выражения. Воспитатели и родители отмечают, что ненормативная лексика прочно входит в лексикон детей, и справляться с этим стало очень трудно. Замечание, наказание, выговор решают проблему лишь на время, однако перевоспитанию и изменению поведения не способствуют.

Почему дети ругаются?

Ребятишки постарше (от 5 лет и далее, нарушая правила, испытывают чувство вины. Этот возраст характеризуется развитием нравственно-этических сторон личности и появлением боязни неодобрения. Дети этого возраста уже знают, что говорить такие слова нельзя, поэтому для начала можно просто сделать замечание. Однако, если ситуация повторится нужно выяснить причину.

Причины употребления плохих» слов

Привлечение внимания

Для эмоционального благополучия ребенка и правильного психического развития необходимы любовь, забота, внимание и ласка со стороны близких взрослых. Если ему, по ряду причин, этого недостаточно (много бытовых проблем, родители заняты на работе, семейные конфликты) он станет искать способ обратить на себя их внимание. Пусть даже это будут замечания и окрики, цели- то своей он достигнет.

Подражание и желание быть похожим на кого-то

Вполне возможно, что ребёнок выбрал себе эталон   для подражания. Человека, на которого он мечтает быть похожим (старший друг, брат, родственник, герой мультфильма или фильма, ассоциируя, таким образом, бранные слова с храбростью и силой. Поводом для употребления «плохих» словечек может послужить желание казаться самостоятельнее, серьёзнее и взрослее.

Компенсация неуспешности

Может быть, ваш ребенок переживает какие-то неудачи (не складываются отношения со сверстниками, братом или сестрой, не получатся какое-либо дело, а признаки неблагополучия выражаются в другом. Он теряет уверенность в себе, слыша критику и упреки. Сквернословя, он как бы говорит: «Нет смысла стараться, я и так плохой, хуже уже не будет». Такой же результат может вызвать критика родителей, особенно переходящая на личности (лентяй, неумеха). Ребенок страдает от нереализованной потребности в признании достижений и успехов, уважении его личности и восполняет нехватку таким образом.

Самоутверждение (если родительская опека чрезмерна)

Требование «Я сам» впервые появляется, когда малыш отстаивает свое право на принятие решений, и сохраняется все детство. Однако некоторые родители, ошибочно полагая, что они прививают ребенку правильное воспитание, стремятся предупредить ошибки и строят общение с ним посредством опасений, замечаний и указаний. Разумеется, это необходимо. Но если советы и замечания слишком часты, критика и приказы резки, а опасения явно преувеличены, ребенок начинает бунтовать. Как правило, такие родители склонны формулировать правила поведения и требования в стиле категорического запрета. Дайте ребенку некоторую свободу выбора, конечно же, он еще не сможет самостоятельно перейти дорогу, но одежду то он может выбрать сам.

Желание отомстить

Ребенок на кого-то обижен. Быть может, появился маленький брат или сестренка, и он почувствовал себя ненужным, лишним; развелись родители или родители часто ссорятся. Ребенок переживает обиду и боль и выражает ее посредством сквернословия.

Бранные слова употребляют в коллективе, где общается ребенок

Речь идет о пресловутом «влиянии улицы». Относится это, конечно, к детям постарше. Попадая в новый коллектив (школа, секция, где все хорошо знакомы, чтобы побыстрее стать своим, «новенький» начинает копировать манеру общения и поведение окружающих. Изолировать ребенка из-за этого не стоит. Помогите ему развить уверенность в себе и тогда ему не понадобится таким образом подстраиваться под других.

 

Как же отучить ребенка использовать плохие слова?

№1. Расскажите ребенку о семейных ценностях.

Начать разговор можно с фразы о том, что «в нашей семье так не говорят». Поговорите с ребенком о том, что в каждой семье есть свои правила. То, что приемлемо для других, для вас не считается нормой.

№2. Будьте хорошим образцом для подражания.

Если ребенок начал говорить плохие слова, тщательнее следите за своей речью. А вдруг они и у вас вылетают? И малыш понимает: «Если это говорят папа или мама, значит, я тоже могу».

№3. Узнайте, где ребенок услышал это слово.

Чаще всего дети слышат плохие слова от сверстников в детском саду, от взрослых на улице или в видео в социальных сетях. Попросите ребенка рассказать, где и от кого он это узнал. Эта информация поможет вам понять, как в дальнейшем оградить ваше чадо.

№4. Не ругайтесь и не смейтесь.

Реакция взрослых на плохое слово может быть разной: от смеха до ругани. Если ребенку не хватает внимания в семье, он может использовать это как способ привлечения к себе. Поэтому постарайтесь окружить чадо заботой. И если услышите нецензурное выражение, не ругайтесь, не смейтесь!

№5. Объясните разницу между хорошими и плохими словами.

Ребенку нужно знать, что не все слова можно употреблять. И тот факт, что они существует, не значит, что их нужно говорить. Если чадо сомневается, — хорошее он услышал слово и или плохое, всегда может с вами посоветоваться.

№7. Предложите слово-замену

Иногда детям плохие слова очень нравится. И отучить их сложно.

№8. Учите думать о последствиях.

Психологи советуют говорить детям о том, что употребление плохих слов плохо отражается на самом ребенке. Объясните, если это войдет в привычку, у него не остается хороших друзей. Плохие слова отпугивают…

 

«Методы стимуляции речевой активности в домашних условиях у детей 5–6 лет»

Развитие речевой активности у ребенка 5-6 лет — важный аспект подготовки к школе. В этот период речь должна становиться более связной, грамматически правильной и насыщенной словарным запасом. Для стимулирования речевой активности дома родителям необходимо создать условия, которые будут побуждать ребенка к активному использованию речи. Вот несколько эффективных методов и практических рекомендаций для родителей.

Советы для родителей

Чтение книг

Регулярное чтение

Ежедневное чтение вслух не только помогает обогащать словарный запас ребенка, но и развивает его способность строить связные высказывания. Важно читать разнообразные тексты: сказки, стихи, рассказы. В процессе чтения задавайте ребенку вопросы по содержанию, чтобы стимулировать его рассказать, что он понял.

Обсуждение прочитанного

После чтения обсуждайте сюжет книги. Просите ребенка пересказать отдельные эпизоды или придумать свою версию окончания истории. Это поможет развить навыки пересказа и формировать связную речь.

Разговоры в повседневной жизни

Активное общение

Вовлекайте ребенка в разговоры в повседневной жизни. Например, обсуждайте с ним события дня, предлагайте рассказать, что он видел на прогулке, или как прошло его время в детском саду.

Расширение словарного запаса

Старайтесь использовать новые и разнообразные слова в беседах с ребенком, объясняя их значение. Например, если вы готовите вместе ужин, обсуждайте продукты, их названия, свойства и способы приготовления.

Игровые ситуации

Ролевые игры

Игра в магазин, больницу, парикмахерскую или школу развивает у ребенка коммуникативные навыки, стимулирует к использованию речи в различных ситуациях. Важно, чтобы ребенок активно участвовал в создании диалога, используя различные фразы и слова.

Настольные игры

Использование настольных игр, которые требуют обсуждения действий или принятия решений, помогает развивать речевую активность. Это могут быть игры, связанные с выполнением инструкций или придумывание историй.

 

Звуковые игры и упражнения

Игра с рифмами

Сочиняйте вместе рифмы или подбирайте слова к одному и тому же звуку. Это помогает развивать фонематическое восприятие и расширяет словарный запас.

Словесные игры

- Игра «Скажи наоборот» (например, день - ночь, высокий - низкий)

- Игра «Угадай слово» (описывая его по признакам)

- Игра «Найди лишнее» (из ряда слов найти то, что не подходит) 

Все эти игры помогают развивать мышление и активизируют речь ребенка.

Творческая деятельность

Рисование и лепка с обсуждением

После того как ребенок закончит рисунок или поделку, спросите его, что он изобразил. Пусть ребенок расскажет историю, связанную с его творчеством. Важно стимулировать подробное описание.

Сочинение сказок и рассказов

Предложите ребенку придумать собственную сказку или рассказ. Вы можете начать историю, а ребенок пусть продолжит. Эта игра не только развивает фантазию, но и помогает тренировать связную речь.

Практические примеры игр для развития речи

Игра «Составь предложение»

Цель: Развитие связной речи и грамматических навыков.

Как играть: Вы называете два-три слова (например, «кот», «дерево», «спать», а ребенок должен составить из них предложение. По мере развития навыков усложняйте задание, добавляя больше слов.

Игра «Словесная цепочка»

Цель: Развитие ассоциативного мышления и словарного запаса.

Как играть: Начните игру с какого-либо слова, например, «дерево». Ребенок должен назвать следующее слово, связанное с первым (например, «листья», затем вы продолжаете (например, «осень», и так далее.

Игра «Расскажи историю по картинкам»

Цель: Развитие связной речи и воображения.

Как играть: предложите ребенку несколько картинок, связанных одной темой, и попросите его придумать рассказ по этим изображениям. Чем подробнее будет рассказ, тем лучше.

Игра «Кто что делает?»

Цель: Развитие умения строить предложения.

Как играть: Вы называете существительное (например, «собака», а ребенок должен добавить к нему глагол (например, «бежит», «лает»). Меняйте слова и обсуждайте действия, создавая связные предложения.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Развитие логического мышления и речи.

Как играть: Вы называете четыре слова (например, «яблоко», «груша», «банан», «автомобиль», а ребенок должен выбрать «лишнее 2 слово и объяснить, почему оно не подходит).

Развитие речевой активности ребенка 5-6 лет - это увлекательный и важный процесс, в котором родители играют главную роль. Создание стимулирующей речевой среды дома, постоянное общение и участие в речевых играх помогает не только развить речевые навыки ребенка, но и улучшает его уверенность в общении.

Помните, что главное - это регулярность и поддержка: общайтесь с ребенком каждый день, будьте терпеливы и заинтересованы в его успехах.