1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (движения -- разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимать и разжимать кулачки.)
Упражнения: «Помоем руки», Надеваем перчатки», «Согреем руки».
Цель: активизировать речевые центры мозга.
2. Пальчиковый массаж.
Упражнения с массажным мячиком, с шестигранным карандашом, палочками, грецким орехом. «Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть примерным научу». «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».
Цель: воздействия на нервные окончания, развитее координации движений, силы и ловкости рук.
3. Гимнастика для пальчиков.
Упражнения: «С волчками», «Резиночка», «Клубочек» (перематывание нитки из одного клубочка в другой).
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сообразительности.
4. «Резиновая игрушка» (сжимать и разжимать резиновую игрушку)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
5. Пальчиковые игры
Цель: развитие психических процессов (внимание, памяти, речи, элементарных творческих способностей. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчики», «Идет коза рогатая», «Семья», «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Пальчики в лесу», «Апельсин», «Капуста», «Сидит белка на тележке», «Замок», «Мы сегодня рисовали».
6. Упражнения без речевого сопровождения.
Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование доброжелательных взаимоотношений между ребенком и взрослым.
Упражнения: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слоненок», «Стул», «Стол», «Лодочка».
7. Выполнение фигурок из пальцев: «Домик», «Очки», «Флажок», «Параход», «Лодка», «Коза».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, способность сосредотачиваться.
8. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки»
Цель: развитие внимание, память, снятие психоэмоционального напряжения.
9. Пальчиковые (деревянные) настольные театры: «Репка», «Теремок».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, психических процессов (внимание, память, речь)
10. Фасолевые ванны.
Цель: развитие координации пальцев рук.
11. Песочная терапия.
Цель: развитие элементарного самовыражения ребенка.
12. Игры с макаронными изделиями, пробками.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, речи, памяти.
13. Дидактические игры:
• «Гребень волшебницы».
(Расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка, привязать нитку к зубчику и пропустить между другими зубчиками).
• «Найди пару»
(Смешать цветные палочки и разложить попарно.)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
• «Чудесный мешочек»
Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, внимания, речи.
• «Пирамидки»
Цель: развитие мелкой моторики, освоение новых форм, размеров, цвета.
• «Рамки и вкладыши»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, внимания.
• «Собери картинку»
Цель: развивать внимание, сообразительность, координированную работу глаз и кистей рук.
• «Мозаика» (крупная)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, сообразительность, наблюдательность, настойчивость, терпение.
• «Шнуровка»
Цель: развитие глазомера, внимания, укрепление пальцев и всей кисти руки, усидчивости.
«Орешки в дупле».
(Пластиковая бутылка с небольшим отверстием сбоку, класть крупу (горох или фасоль) в отверстие.)
• «Рисунки на крупе».
(Насыпать на блюдце тонкий слой крупы-манки, рисовать пальчиками.)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
14. «Водные процедуры с губкой»
(Сжимая и отжимая губку, перемещать из одного сосуда в другой.)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
15. Работа с пластилином, бумагой, карандашом.
(Пластилин - разминать, катать между ладонями, на столе; бумагу-обрывать, сложить, смять, расправить; карандаш - умение правильно держать, делать нажим.)
16. Конструирование
(Использовать мелкие, крупные кубики)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, пространственное мышление. Формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Образец дидактической игры «Цветные ежики» по всем образовательным областям
Аннотация:
Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей раннего возраста, активизирует развитие познавательной деятельности, развивает мелкую моторику, внимание.
Цель:
Учить различать основные четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий); подбирать «прищепку» в соответствии с цветом ежика, обогащать сенсорный опыт детей, развивать внимание, мелкую моторику, познавательную активность.
Задачи:
OO «Познавательное развитие»
Формировать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
ОО «Речевое развитие»
Активизировать словарный запас словами: колючки, иголки, прищепки, цвета (желтый, зеленый, красный, синий).
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование умения соблюдать в игре правила поведения, усидчивость. Вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.
ОО «Физическое развитие»
Развивать мелкую моторику рук.
Материал:
Цветные карточки из картона с изображением ежиков (красный, желтый, зеленый, синий), разноцветные прищепки (жёлтого, зелёного, красного и синего цветов), коробка.
Ход игры:
На столе выложены карточки с изображением ежиков. Воспитатель показывает детям картинку с изображением ежика и спрашивает: «Ребята, кто это?» (Ёжик.) Воспитатель: «Посмотрите, что у ёжика на спинке?» (Иголки.) Ёж колючий.
Затем воспитатель показывает детям разноцветные карточки из картона с изображением ежей.
Воспитатель: «Посмотрите, у наших ежиков нет иголок! Они просят вас помочь им найти иголки. Прищепки у нас будут иголками». Показывает, как нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Надо быть очень внимательными, чтобы найти иголку того цвета, что и ежик». (Дети при помощи воспитателя прикрепляют прищепки к ежам.)
Воспитатель: «Молодцы! Какие колючие получились ёжики! Теперь им не страшны ни волки, ни лисы».