ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Ведзижева Захира Магометовна

Система пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста.

1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (движения -- разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимать и разжимать кулачки.)

Упражнения: «Помоем руки», Надеваем перчатки», «Согреем руки».

Цель: активизировать речевые центры мозга.

2. Пальчиковый массаж.

Упражнения с массажным мячиком, с шестигранным карандашом, палочками, грецким орехом. «Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть примерным научу». «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».

Цель: воздействия на нервные окончания, развитее координации движений, силы и ловкости рук.

3. Гимнастика для пальчиков.

Упражнения: «С волчками», «Резиночка», «Клубочек» (перематывание нитки из одного клубочка в другой).

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сообразительности.

4. «Резиновая игрушка» (сжимать и разжимать резиновую игрушку)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Пальчиковые игры

Цель: развитие психических процессов (внимание, памяти, речи, элементарных творческих способностей. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчики», «Идет коза рогатая», «Семья», «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Пальчики в лесу», «Апельсин», «Капуста», «Сидит белка на тележке», «Замок», «Мы сегодня рисовали».

6. Упражнения без речевого сопровождения.

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование доброжелательных взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Упражнения: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слоненок», «Стул», «Стол», «Лодочка».

7. Выполнение фигурок из пальцев: «Домик», «Очки», «Флажок», «Параход», «Лодка», «Коза».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, способность сосредотачиваться.

8. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки»

Цель: развитие внимание, память, снятие психоэмоционального напряжения.

9. Пальчиковые (деревянные) настольные театры: «Репка», «Теремок».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, психических процессов (внимание, память, речь)

10. Фасолевые ванны.

Цель: развитие координации пальцев рук.

11. Песочная терапия.

Цель: развитие элементарного самовыражения ребенка.

12. Игры с макаронными изделиями, пробками.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, речи, памяти.

13. Дидактические игры:

• «Гребень волшебницы».

(Расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка, привязать нитку к зубчику и пропустить между другими зубчиками).

• «Найди пару»

(Смешать цветные палочки и разложить попарно.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

• «Чудесный мешочек»

Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, внимания, речи.

• «Пирамидки»

Цель: развитие мелкой моторики, освоение новых форм, размеров, цвета.

• «Рамки и вкладыши»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, внимания.

• «Собери картинку»

Цель: развивать внимание, сообразительность, координированную работу глаз и кистей рук.

• «Мозаика» (крупная)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, сообразительность, наблюдательность, настойчивость, терпение.

• «Шнуровка»

Цель: развитие глазомера, внимания, укрепление пальцев и всей кисти руки, усидчивости.

«Орешки в дупле».

(Пластиковая бутылка с небольшим отверстием сбоку, класть крупу (горох или фасоль) в отверстие.)

• «Рисунки на крупе».

(Насыпать на блюдце тонкий слой крупы-манки, рисовать пальчиками.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

14. «Водные процедуры с губкой»

(Сжимая и отжимая губку, перемещать из одного сосуда в другой.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

15. Работа с пластилином, бумагой, карандашом.

(Пластилин - разминать, катать между ладонями, на столе; бумагу-обрывать, сложить, смять, расправить; карандаш - умение правильно держать, делать нажим.)

16. Конструирование

(Использовать мелкие, крупные кубики)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, пространственное мышление. Формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

  

Образец дидактической игры «Цветные ежики» по всем образовательным областям

Аннотация:

Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей раннего возраста, активизирует развитие познавательной деятельности, развивает мелкую моторику, внимание.

Цель:

Учить различать основные четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий); подбирать «прищепку» в соответствии с цветом ежика, обогащать сенсорный опыт детей, развивать внимание, мелкую моторику, познавательную активность.

Задачи:

OO «Познавательное развитие»

Формировать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

ОО «Речевое развитие»

Активизировать словарный запас словами: колючки, иголки, прищепки, цвета (желтый, зеленый, красный, синий).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование умения соблюдать в игре правила поведения, усидчивость. Вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

ОО «Физическое развитие»

Развивать мелкую моторику рук.

Материал:

Цветные карточки из картона с изображением ежиков (красный, желтый, зеленый, синий), разноцветные прищепки (жёлтого, зелёного, красного и синего цветов), коробка.

Ход игры:

На столе выложены карточки с изображением ежиков. Воспитатель показывает детям картинку с изображением ежика и спрашивает: «Ребята, кто это?» (Ёжик.) Воспитатель: «Посмотрите, что у ёжика на спинке?» (Иголки.) Ёж колючий.

Затем воспитатель показывает детям разноцветные карточки из картона с изображением ежей.

Воспитатель: «Посмотрите, у наших ежиков нет иголок! Они просят вас помочь им найти иголки. Прищепки у нас будут иголками». Показывает, как нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.

Надо быть очень внимательными, чтобы найти иголку того цвета, что и ежик». (Дети при помощи воспитателя прикрепляют прищепки к ежам.)

Воспитатель: «Молодцы! Какие колючие получились ёжики! Теперь им не страшны ни волки, ни лисы».

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

Актуальность.

Что такое мелкая моторика? Это - последовательность и точность движений необходимых для действий ребенка с мелкими предметами. Способность к овладению мелкой моторики у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный характер. Большое значение в данном вопросе имеем мы, взрослые, которые своими действиями вовлекаем ребенка в разные виды активности.

Почему уделяется такое огромное внимание развитию мелкой моторики? Потому что, для ребенка она является главной составляющей для освоения основных навыков и умений. Это: формирование речи, развитие навыков разнообразных движений, развитие культурно – гигиенических навыков и самостоятельности, установление контакта со взрослыми и ровесниками.

 Так как основной деятельностью детей раннего возраста является игра, мы, воспитатели разработали и подобрали различные виды игр и упражнений, которые эффективно способствуют развитию мелкой моторики рук, благодаря чему стимулируется развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи. Работая в группе раннего возраста, мы обратили внимание на то, что у многих детей недостаточно развиты: координация, сенсорика, активность в соответствие возрасту и физиологическим особенностям. Учитывая значимость данной проблемы, мы взяли тему по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Ведь именно мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

       От того, насколько ловко дети научатся управлять своими пальчиками, зависит их дальнейшее развитие. Обычно, дети имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память, мышление, внимание, речь. Начиная работу в группе детей раннего возраста, мы обратили внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Так как большая часть детей быстро утомлялась, нами были созданы комфортные условия для профилактики усталости. Игры проводились, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. В группе постоянно   открыты все центры активности, дети могут самостоятельно обследовать игрушки – предметы, заместители, играть в игры со взрослыми и сверстниками.  Каждое утро групповой сбор мы начинаем с игр по развитию пальчиков: потешки, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, сортировка мелких предметов, нанизывание колец на стержень, разминание пластилина, теста, пересыпание, шнуровки, игры с природным материалом, игры на музыкальных инструментах и упражнения с дополнительными предметами.

Изучив методическую литературу, ознакомившись практиками коллег, изучив предыдущие мониторинги, для себя определили следующие виды деятельности, эффективно способствующие   развитию мелкой моторики:

1. Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, которые дети с удовольствием повторяют.

2. Тренажёры – с помощью тренажёров из бросового материала (пуговицы, шнуровка) у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве. Занятия с тренажерами для развития мелкой моторики рук помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами. В совместной игровой деятельности я применяю такие игры - тренажёры как:

«Собери бусы». Дидактическое пособие создано из бросового материала, из макарон разной длины, использовала готовые бусы, трубочки, крышки от фломастеров. Это отличный тренажер для развития мелкой моторики.  Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, стимулирует желание играть с ними. Мы делаем бусы с детками как для куклы, так и для мамы из разных материалов, во время этой игры мы обследуем состав, фактуру, размер бусинок на ощупь, определяем цвета.

«Забавные прищепки».          Это идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения. С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, иголки ежику, дождик тучке, сажаем грядку на травке, делаем ушки для зайчика, ботву для морковки и т.д.

«Рыбки - застежки». Научится застёгивать пуговицы – важный навык для детей, он делает их свободнее и самостоятельнее, а нам упрощает жизнь. Эти радужные рыбки являются самыми простыми пуговицами. Простота их не в дизайне, а в удобстве застегивания. Пуговицы на ножке легче застегивать и расстёгивать чем пуговицы с дырочками. Первое время мы застегиваем и расстёгиваем пуговицы, но не обращаем внимание на цвет. Когда застегивать или расстегивать получается уже хорошо, но потренироваться еще нужно, цвет приходит на помощь.\

«Игры с помпонами и пинцетом». Игры с пинцетом и помпончиками прекрасно развивают мелкую моторику, поэтому данные предметы должны быть в арсенале. Вот несколько вариантов игры: самая простая игра - перекладывание пинцетом помпончиков из одной ёмкости в другую, с помощью пинцета раскладываем помпоны в ячейки (например, контейнер от яиц)

3. Нетрадиционная техника рисования.  В течение всего учебного года в работе с детьми используем нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупах.

Таким образом, мы стараемся предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, участия, результата. Формируем навыки усидчивости детей, интереса и желания довести начатое до конца применением метода обыгрывния.

Все наши методы и приемы, применяемые в нашей работе, эффективно повлияли на развитие и   мелкой моторики детей раннего возраста. Дети с интересом и желанием принимают участие в мероприятиях, большинство умеют разворачивать игровые ситуации, показать и рассказать знакомые предметы, овощи, фрукты, диких и домашних животных, действовать по показу, в соответствие тексту и сигналу и т.д.   

Список литературы

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

4. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики / Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. – СПб.: Корона-Век, 2007.

 

Проект по инновационной деятельности Воспитателей группы №6

«Времена года. Зима. Лэпбук»

Вид проекта – творческо - исследовательский, информационный                  

Тип проекта – групповой

Актуальность данного проекта.  Проблема формирования познавательной активности детей очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФОП дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям раннего возраста и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Мы, воспитатели группы №6, решили разработать и реализовать новый проект «Творческая мастерская педагога - лэпбук».                    

Лепбук современное и эффективное средство обучения детей дошкольного возраста. Он полезен тем, что его могут делать вместе взрослые и дети. Очень важно освоение и внедрение в работе современных средств, форм и технологий обучения. Ведь новые внедрения способствуют и обеспечивают повышение эффективности и улучшения качества воспитания и образования.

Инновационность проекта: использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, на умения закреплять и обобщать полученные знания, развитие речевых навыков с использованием наглядного материала.

Цель данного проекта – разработка и использование лэпбука – нового дидактического пособия с целью развития детей раннего возраста.

Задачами является-

Побуждать педагогов к внедрению новых современных технологий в ходе взаимодействия с детьми при построении образовательного процесса.  

Переориентировать педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить педагогов методам вовлечения семей в образовательную деятельность.

Разработать макеты и содержание лэпбука.

Повышения уровня развития и формирования у детей познавательных способностей, обогащение словаря

Развитие мышления, памяти и мелкой моторики

Ожидаемые результаты проекта: развивающая среда пополнится пособием, с помощью лэпбука дети получат в познавательной форме дополнительные знания и умения в рамках времен года, у них сформируется интерес и желание к проводимым мероприятиям. В работе с родителями – разработать индивидуальный лэпбук дома, для игр со своим ребенком.

Содержание проекта: Одним из пунктов данного проекта является изготовление и использование в образовательной деятельности совершенно нового, интересного, незаменимого (на наш взгляд) средства обучения – лэпбук.

"Лэпбук" значит "наколенная книга", она представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями по определенной теме, картинки, стишки, загадки…

Чем для нас педагогов стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования, на основе которого выстраивается образовательный процесс;

Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности и может быть формой представления итогов проекта или тематической недели;

Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Это прекрасный и замечательный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

https://sun9-54.userapi.com/impg/H1gKSGLCMEU4xMZ8ij90xQY_LM9e4C0KfmW8jQ/G8LQCztujjA.jpg?size=1047x1080&quality=95&sign=69843b89860bb6b98d808a2e3ad2b094&type=album https://sun9-16.userapi.com/impg/ZYQkBZ1DXl0soV995jOsYVgwSCBp1pBiv1rcZg/co9SxucLMhk.jpg?size=1280x1156&quality=95&sign=6ad263aaedb9eee9cd265d2e34816ee1&type=album https://sun9-4.userapi.com/impg/hO6MjuBybC1WgdrUIb-L-p1OyZsOlWOz8fGF-Q/iK7j69oRi10.jpg?size=1280x1164&quality=95&sign=aa4b7ec33acdd87dcde670530b69d9bb&type=album https://sun9-48.userapi.com/impg/HYL_9wNoUpFh5j712dDoUJUkkZ2yhAWxKP4yPQ/DV-t3JK2mRc.jpg?size=1280x1152&quality=95&sign=bd90cf26ff2617ec9e92ca777205eb6a&type=album

 

 

 

https://sun9-70.userapi.com/impg/PRYADk9vHzjvS4BVJD4X_gkH_l3gQqYGB83byg/KY-ov7V3Lms.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=5517e458b9925a20c3752697fd27f58b&type=album https://sun9-10.userapi.com/impg/2ttw3M7c5CGg7pFV7S6JR4mJYqmD9RgzwsAQlQ/fGUceV8JvYA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=56f08f721dedcdbf355673e7b5c4c830&type=album https://sun9-23.userapi.com/impg/LpGYYG9CYNVg5b-LyNxKuyrP8kHLQTpjNIDZ8Q/iw-HrSVIDsA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=cdec8eadbd3ebe5c2cfabda0d9b17126&type=album https://sun9-12.userapi.com/impg/0p05eqxhCE0UjgVf8ao5AEEk9fu33vKMgIGKIQ/wU5gAOdnc30.jpg?size=1280x1262&quality=95&sign=1c932dc0c9bc65b342956edc2148bc32&type=album               

Консультация для родителей

«В мире животных весной»

 

Уважаемые родители, вашему вниманию предлагается материал о весенних изменениях в жизни животных. Он поможет вам закрепить знания детей о признаках весны и об изменениях в жизни диких животных весной.

После долгих зимних дней на землю приходит весна. На улице начинает таять снег и все чаще светит солнце.
           Солнце становится все ярче и теплее, а воздух начинает пахнуть как-то по особенному. Это время года нравится не только людям, но и всем зверям. Ведь, весна - это время пробуждения природы от долгого зимнего сна, пора птичьего щебета, свежей молодой зелени и цветения, на вербе появляются почки, прилетают перелетные птицы, например грачи или соловьи.
           Смена сезонов побуждает животных меняться, приспосабливаться к окружающей среде. И вот с наступлением весны у животных появляются новые заботы. Нужно вовремя поменять тёплую, зимнюю «одежду» на более легкую. Линька у животных происходит в марте. Некоторые из зверей в процессе линьки меняют цвет, например, заяц и белка. Белка весной начинает линять с головы, а последним линяет хвост, а заяц с белого становится серым. Попробуй, разгляди такого!
           Много разных животных обитает в лесах и полях. У каждых своих дел, свои проблемы. Рыжая хитрюга лисица начинает обновлять свои норы, готовиться к появлению лисят. Ей нужно найти самое безопасное место, чтобы никто не потревожил ее маленьких деток.
           У бобров кончился корм. Они заготавливали его все лето, но за долгую зиму все успели съесть. Теперь можно не рисковать своей шубой, выходя на лед. Можно свободно плавать и грызть вкусные ветки.
           Весной пробуждаются от спячки многие звери: барсуки, сурки, суслики, медведи. Крот прокладывает новые подземные кормовые ходы, а на поверхности земли появляются характерные земляные горки. 
           В середине марта медведица выходит из берлоги, в которой уже появились маленькие медвежата. Рождаются они во второй половине февраля слепые и голенькие, мать кормит их своим молоком. Но растут они медленно, пока не выйдут из берлоги на весенние просторы.
           Ёж свернулся клубком в куче листьев еще осенью, да так и пролежал до весны. Снег растаял, солнечные лучи разбудили этого колючего зверька, и он побежал по делам. Нужно найти еду! Это первое о чем думает ежик.
            И наконец, когда растает лед на озерах и лужах, проснуться лягушки. Они станут охотиться на комаров, квакать и откладывать икру.

Для закрепления материала, можно посмотреть с ребятками познавательный фильм https://youtu.be/EK-zCyAEvrQ .

   Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы и их детенышей. Отметьте их внешние признаки.         Попросите ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы).

   Дидактическая игра - «Отгадай и расскажи» (дети отгадывают загадки и рассказывают).

Днем и ночью – круглый год

У ручья зверек живет.

Хочется – не хочется,

А воде полощется... (Енот)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик)
 

Шубка серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

 

Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает. (Белка)
 

Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

 Сплю я только на спине. (Барсук)
 

У кого из зверей

 Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

Хозяин леса неуклюжий

Наступает всем на уши. (Медведь)

Чуть похож я на лису,

 Тоже рыскаю в лесу.

Рассержусь — зубами «щелк».

 Вы меня узнали? … (Волк)

Общайтесь друг с другом, используйте появившееся время для поддержания и/или заведения семейных традиций. Вместе читайте, рисуйте, лепите, смотрите и обсуждайте фильмы!

«Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста»

“Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”.

В. А. Сухомлинский Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой.

Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь.

 Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

 Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной.

 Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, развивается связная логическая речь. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки. В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования. Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Но нам следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей раннего возраста! Например, в сказках, собранных А. Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами. В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А. Н. Афанасьеву», чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребенка – слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с их содержанием и только потом довести его до ребенка. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Чтение сказок для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет). Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно? Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными.

«Летние игры с водой»

Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка.

Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука». Они существенно усиливают желание ребенка узнавать что – то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывать любознательность, формировать способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения.

Лучше, если водичка будет теплой и кипяченой. Это не вызовет «тактильного дискомфорта» у детей, доставит приятные ощущения и обеспечит безопасность для здоровья в том случае, если она попадет в рот малышу.

Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7– 10 см, чтобы малышу было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия.

Хорошо иметь клеенчатый передник, фартук, нарукавник. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки. Очень важно даже самых маленьких детей знакомить с правилами поведения во время игр с водой:

- нельзя намеренно выливать воду на пол;

- нельзя брызгать водой на других детей;

- после игры следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

Необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим:

- пластмассовые и резиновые игрушки;

- предметы из различных материалов

(дерева, пластмассы) разного веса, формы, размера, фактуры, природные материалы;

- стаканчики из под йогуртов, бутылочки с крышками, дырками на дне, формочки, ведерки;

- совки, черпачки, ложки, сита, сачки, лейки, воронки;

- резиновые и поролоновые губки.

«Взбивание пены»

Нужно: миска с водой, губка, пипетка, жидкое мыло, ведро. Ребенок приносит и ставит на стол поднос с материалами. Он берет пипетку, набирает немного жидкого мыла и выпускает его в миску с водой. Затем он взбивает мыльную воду до образования пены. Когда работа закончена, ребенок выливает воду в ведро и потом в раковину. Капли с подноса удаляет губкой. Губкой же вытирает мокрую миску. Очень полезное упражнение для развития мускулатуры кисти руки.

« Переливание воды»

Нужно: поднос, лейка, банки разных объемов, мерный стакан, тряпка. Подкрашенную воду льем из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.

Одновременно обсуждаются вопросы: «Где равные количества воды?», «Где воды больше?»

«Игра с водой и губкой»

Нужно: лейка, две тарелки, поднос, губка.Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки , стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.

 «Аквариум»

Нужно: тазик с водой, мячики, пуговицы, бусинки, мерная ложка, поварешка. Налейте воду в емкость и с помощью мерной ложки ловите рыбок. Причем вытаскивать нужно, не помогая другой рукой.

«Игра c цветами»

Нужно: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Налейте воду из лейки в вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирайте тряпкой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место.

« Вода принимает форму»

Нужно: резиновая перчатка, надувной шарик, бокал, колба, целлофановый мешочек. Кувшин с водой. Полотенце. Губка. Ребенок держит в левой руке резиновую перчатку, осторожно заполняет ее водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду назад в кувшин и проделывает тот же опыт со всеми емкостями, которые лежат или стоят на подносе. После работы он удаляет лишнюю воду с подноса с помощью губки, а руки вытирает полотенцем.

«Переливание воды в бутылку»

Нужно: пустая бутылка, воронка, чашка, миска с водой . Наливаете в миску воду, вставляете в бутылку воронку, аккуратно черпаете чашкой из миски воду, через воронку переливаете в бутылку до тех пор, пока в миске ничего не останется. Из бутылки всю воду выливаете обратно в миску. Сначала вы показываете, малыш запоминает очередность, потом повторяет.

«Кораблики»

Запускать в тазике с водой бумажный кораблик. Для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь (вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки).

«Зверушки – путешественники»

Рассадите мелкие игрушки (например игрушки из «киндер-сюрпризов») на плавающие поверхности воды «плотики» (различные поролоновые

губки, кусочки пенопласта). А теперь отправляйте в плавание. Если игрушки будут падать в воду, будите спасать зверушек – путешественников обратно на плотики.

«Игры с бельевыми прищепками»

Малыш может поиграть с цветными прищепками, купаясь в ванной. Их можно вылавливать из воды руками и разными предметами: сачком, ложкой, стаканчиком. Предложите выловить прищепки определенного цвета, например все красные, потом  поочередно, то одного цвета, то другого. Покажите ребенку, как тремя

пальчиками можно прицепить прищепку за веревочку, полотенце и даже мамин халат.

Водные процедуры

Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

обтирания;

обливания;

купания.

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Воздушные процедуры

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

сон на открытом воздухе;

прогулки на свежем воздухе;

воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные процедуры

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

- в младших группах до 20-25 мин.

- в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Игры с детьми в летний период»

Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых – это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.

Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей. Они особенно подвижны и жизнерадостны. Весь день они проводят на воздухе. Красота природы, тепло, чистый воздух, разнообразная пища – всё это оказывает благотворное влияние на детский организм. Купание, езда на велосипедах, игры с мячом, прыгалками занимают весь день, что приносит большую пользу здоровью ребёнка. Развивается вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы. Развивается сила, равновесие, ловкость, выносливость, смелость. Создаётся бодрое, жизнерадостное настроение.

А чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол.

Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.

Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого – «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

Проще простого прихватить с собой на прогулку любой мячик. А там уже импровизировать под настроение. Самая популярная игра с мячом – это футбол. Причем ворота можно сделать символические, из камней, палочек, или в качестве ворот использовать деревья. А на ворота поставить папу или маму. Подойдет любая игра, где мячик нужно ловить. Если есть хотя бы три игрока, то можно стать в круг и перебрасывать мячик по кругу. Если кто-то роняет мяч, он выбывает из игры – выходит из круга. Выигрывает тот, кто остался последним. Кстати, такая простая игра хорошо тренирует координацию движений и ловкость.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» – оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры, в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания.

Например, игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т. е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т. д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры. Игра «Успей занять своё место». Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего — опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.

Рисование мелками.

Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

Надувание мыльных пузырей.

Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Игры с обручем и скакалкой.

Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Самые популярные игры летом связаны с водой и в воде.

Играть с водичкой нравится всем детям. Ребенок может переливать воду с одной емкости в другую, но гораздо интересней будет носить на пляже ведерко воды и поливать загорающего папу. А потом можно пособирать ракушки и камешки под водой. Ну и плаванье никто не отменял! Главное, запастись кругами и нарукавниками.

Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце.

Игра с камешками.

Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала способствует развитию творческого замысла в игре. Некоторые игры появляются неожиданно, как отклик на яркие новые впечатления. Это помогает взрослым узнать своего ребёнка, даёт большие возможности для индивидуального подхода к детям, для выявления интересов, склонностей ребёнка.

 

 

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

 

    У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

 

    Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

 

    При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

 

    При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

 

   Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

 

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

 

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

 

Ø возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

 

Ø состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

 

Ø сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

 

Ø индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

 

Ø условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

 

Ø уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

 

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

 

глубокий сон;

 

хороший аппетит;

 

бодрое эмоциональное состояние;

 

полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

 

соответствующая возрасту прибавка в весе.

 

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

 

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

 

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

 

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

 

взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

 

собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

 

приподнять как можно больше предметов на ладонях.

 

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

 

Игра «Рисунки на песке»

 

   Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

 

Игра «Разговор с игрушкой»

 

   Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

 

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!

 

 

Игра как основное средство развития детей раннего возраста

Игра для детей самого раннего возраста является основным средством развития. От того, каким образом организовывается пространство ребенка, зависит общее представление об окружающих его вещах.

Для детей раннего возраста игровая деятельность является основным видом деятельности. Ничто другое не способно пробудить интересы ребенка, его познавательную активность и потенциал развития, как игра. Играя, ребенок всесторонне развивается. В процессе игровой деятельности активизируются его умственные способности, речевой потенциал, эстетическое восприятие окружающего мира, происходит формирование норм социального поведения. В игре происходит осознание ребенком самого себя и окружающих.

Основными видами игр с детьми раннего возраста являются дидактические, подвижные, настольные, музыкальные, игры - драматизации, игры – развлечения, сюжетно-ролевые игры.

Существуют игры  с участием и без участия взрослых. В раннем возрасте преимущественным видом игр с детьми являются игры с участием взрослых. Так как взрослый помогает и направляет ребенка в игре, подсказывает ему нужные пути решения конкретной игровой задачи. Игры без участия взрослых предполагают сформированную опытную базу и игровые действия, знания и умения ребенка для осуществления самостоятельной деятельности. В таких играх взрослый может принимать лишь косвенное участие. Соответственно, к самостоятельным играм в большей степени можно прибегать только в более взрослом возрасте.

Дидактические игры очень хорошо способствуют формированию у детей базы основных знаний и умений. Эти игры относятся к играм с участием взрослого. Взрослый объясняет правила игры, является ведущим в игре, либо помогает направлять действия ребенка в нужное русло. В процессе каждой дидактической игры стоит совершенно конкретная цель развития. К таким целям, например, можно отнести изучение цветов, или количество (один, много), собрать конкретную картинку и т.д. в процессе дидактических игр часто стоит задача на запоминание материала, что способствует развитию памяти ребенка. Настольно-печатные игры очень хороший вариант для развития логических,  запоминающих и мыслительных способностей ребенка. К тому же, в процессе контакта со взрослыми и детьми во время игры происходит формирование социальных связей ребенка в коллективе. В процессе дидактических игр с детьми раннего возраста следует использовать игры с картинками, так как восприятие детей происходит преимущественно визуализацией предметов. С возрастом происходит развитие речи ребенка и слово становится для него также средством приобретения новых знаний. Со временем в процесс внедряются все больше словесных дидактических игр.

Подвижные игры способствуют развитию физических способностей детей. Их основная задача выработать навыки коллективной и индивидуальной физической активности, развивать физическую выносливость, а также для проявления интереса к игре, создавать хорошее настроение детей, что является обязательным условием в организации подвижных игр для того, чтобы поставленные задачи были выполнены в полной мере.

Сюжетно-ролевые игры применяются для формирования у ребенка конкретных бытовых навыков, знаний и представлений. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок начинает понимать конкретные бытовые ситуации, начинает формировать у себя начальные представления о профессиях, конкретных действиях, присущих различным профессиям, например, парикмахер причесывает, врач слушает пациента, повар готовит еду и т.д. Все это происходит с подсказки взрослого. В процессе игры моделируются различные жизненные ситуации. На начальном этапе они должны быть максимально простыми и понятными. Атрибуты игры способствуют пониманию сюжета игр. В раннем возрасте сюжетно-ролевые игры короткие, состоят из небольшого количества действий. По мере взросления ребенка игры усложняются.

Заинтересованность детей в игре имеет очень большое значение для максимальной реализации целей любой игры. Если ребенок заинтересован, он быстрее воспринимает игровые действия и выполняет заданную игровую программу. Педагог, либо родитель таким образом быстрее достигает поставленных целей.

Следует учитывать, что для формирования новых знаний и представлений у детей, не нужно ограничиваться только одним видом игр. В процессе формирования понятий необходимо обращать внимание детей на все, что может быть источником новых понятий.

Стоит помнить, что игровая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, так как является положительным и позитивным источником информации.