ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Войнова Виктория Сергеевна

Развитие основных физических качеств у детей 2-3 лет.

Особенности физического развития детей 2-3 лет

Путь в развитии, который ребенок проходит за второй и третий годы развития – очень велик и грандиозен. Малыш учится ходить, овладевает речью, начинает взаимодействовать и общаться со сверстниками, осваивает сенсорные эталоны. Процесс этот происходит очень быстро и стремительно, а все результаты этого процесса, сказываются и в дальнейшем. Возраст ребенка 2-3 лет называют периодом раннего возраста. Стремительно развивается двигательная активность ребенка. В этот период детишки овладевают различными видами движений: ходьбой, прыжками, бегом и др. Забота родителей на этом этапе – создавать условия для двигательной деятельности детей. Ведь от этого во многом будет зависеть его здоровье и гармоничное развитие. Диспропорционально формируются у дошкольников некоторые суставы. Например, в период до пяти лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку и даже при снимании рубашки с узкими рукавами).

Важным критерием физического развития ребёнка в этом возрасте являются его антропометрические показатели. Оценить их можно с помощью следующих формул:

Индекс Эрисмана

ИЭ=Окружность груди — полурост (говорит об упитанности ребенка и о размерах грудной клетки). Должен быть положительный до 7—8 лет 
До 1 года — + 13,5; +10 
2—3 года — +9; +6 
6—7 лет — +4; +2 
7—8 лет — 0

Индекс Чулицкой (упитанности)

ИЧ = (3 окружности плеча + окружности бедра + окружности голени)—рост. 
У детей до 1 года=20—25 см, в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет —  10—15 см.

Индекс массы тела (индекс Кетле II)
Применяется для оценки состояния питания детей старшего возраста. Вычисляется по формуле: масса тела (в кг) длина (м), возведенная в квадрат.
В норме составляет 24-27, снижен , при дефиците массы, повышен при избытке. В детской практике этот индекс не находит широкого применения.

«Филиппинский тест»
Применяется для наблюдения за изменяющимися в процессе роста пропорциями тела, например, за увеличением конечностей, которое впервые наиболее четко прослеживается в периоде первого вытягивания. Для его выполнения необходимо руку ребенка при вертикальном положении головы поперечно положить через середину темени. Рука и кисть при этом плотно прилегают к голове. Положительный тест (кончики пальцев достигают противоположного уха) знаменует окончание периода первого вытягивания (6 – 7 лет). 

Как же происходит развитие двигательных навыков детей 2-3лет?

У малышей этого возраста границы между физическим, моторным и умственным развитием провести невозможно. И когда ребенок, пыхтя, пытается запихнуть в ящик стола надувной мяч на два размера больше – он не только развивает двигательный навык по запихиванию больших предметов в маленькие отверстия. Он закладывает основу развития физического, умственного, эмоционального и социального. Именно поэтому, для нормального развития ребенку надо ползать, бегать, хватать, швырять, бросать, запихивать, лизать, размазывать, разливать, разламывать, пробовать на вкус, нюхать, носиться сломя голову, размахивать, отламывать, рассыпать, перекладывать, стаскивать, ронять и т.д. Детям этого возраста непросто управлять своими движениями. Центр тяжести у них расположен выше, чем у взрослых. Большая часть веса приходится на верхнюю половину тела. Поэтому они быстрее теряют равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и не упасть.

Способность совершать движения большой амплитуды: бегать, прыгать, бросать предметы развивается быстрее. Это – так называемая грубая моторика.

Обычно двухлетние малыши ходят, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. И предпочитают задействовать обе ноги даже тогда, когда было бы достаточно одной. Протяните печенье ребенку – скорее всего он потянется к нему двумя руками.

А трехлетки же ставят ноги при беге и ходьбе ближе друг к другу. Бегают, останавливаются и разворачиваются на ходу с большей легкостью. Хотя голеностопные суставы и кисти рук у них пока не такие гибкие, какими будут через год или два. Начинают предпочитать правую или левую руку, и скорее всего, потянутся за лакомством одной рукой. И самое главное – для того, чтобы совершить движение – им уже не надо его взглядом контролировать. Это проглядывают элементы автоматизма, то есть способности совершать действия без осознанного контроля.

Период от двух до трех лет – пик двигательной активности в жизни человека. Постепенно она снижается, и, обычно, у девочек быстрее, чем у мальчиков. Поэтому в школе девчонкам легче усидеть на месте. Хотя бывают и исключения из правил, конечно.

Развитие мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения мелкой амплитуды кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой и ложкой, управляться с карандашом и т.д.) – происходит медленнее.

Но именно способность совершать эти точные движения позволяет ребенку становится более самостоятельным: расстегивать и застегивать большие пуговицы или молнии, снимать и одевать простую одежду, правильно пользоваться ложкой за столом. А вот со шнурками им пока не справится. Иногда и шестилеткам в решении этой задачи нужна помощь взрослых.

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам- разгибателям. Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Ловкость - это способность человека быстро, целесообразно осваивать новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. По форме проявления выделяют виды: активные и пассивные, активные - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности и соответствующих мышц, пассивные - способность выполнять движение под воздействием внешних растягивающих сил (специальные приспособления и внешние отягощения). Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2- 3 полуприседания, затем - глубокое приседание.

 

Выносливость — способность организма противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после ее. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.

 

Быстрота - способность выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты необходимо: высокое владение двигательной техникой, высокая работоспособность. Целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:

1) быстрота одиночного движения;

2) частота движений;

3) быстрота двигательной реакции.

Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявления указанных скоростных характеристик существенно различаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени реакций), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. 

Скакалка- интересно, полезно, весело!

Ранняя спортивная специализация: за и против

Фигурное катание, художественная гимнастика и плавание – в эти спортивные секции принято отдавать детей в совсем раннем возрасте. Считается, что только так можно добиться больших успехов. Но чем меньше лет ребенку, тем больше шансов, что в случае неудачи он вообще откажется от занятий спортом. К тому же концентрация внимания только на одной дисциплине может привести проблемам. 

Выявление талантливых детей – одна из основных задач тренеров спортивных секций и школ. Если ребенок начинает показывать хорошие результаты, то целью занятий становится уже не досуг и укрепление организма, а вполне конкретные достижения на турнирах. Многие родители мечтают вырастить будущего чемпиона, поэтому поощряют увеличение числа тренировок в рамках определенного вида спорта. Это приводит к ранней специализации, но она может обернуться неприятными последствиями.

Когда у ребенка нет времени и сил на другие увлечения, он зациклен только на одной дисциплине, это ограничивает его развитие. Психологические проблемы – одно из следствий ранней специализации. В некоторых странах уже ввели ограничения по количеству недельных занятий для детей дошкольного возраста. К примеру, регбийный союз Англии контролирует, сколько тренировок проводят дети в определенном возрасте. Цель таких мер выделить свободное время в жизни маленького ребенка. При этом ему никто не запрещает заниматься другими видами спорта. 

В Великобритании действует программа психологической поддержке спортсменов разных возрастов, но она не затрагивает проблемы специализации самых юных атлетов. В любом случае ответственность лежит и на родителях, которые не обязаны вырастить чемпиона. Куда важнее, чтобы их ребенок стал личностью. 

В каком возрасте принимают в спортивную школу?

Не спешите отдавать ребенка в какой-то конкретный вид спорта в юном возрасте. Дайте ему попробовать силы в разных активностях и понять, что подходит именно ему больше всего, а организму развить базовые навыки. Для ориентира, воспользуйтесь государственным стандартом допуска к занятиям в группу начальной подготовки по разным видам спорта. 

Основные цели занятий на этапе начальной подготовки в спортивной школе:

освоение основ техники по данному виду спорта

гармоничное развитие физических качеств и укрепление здоровья

отбор перспективных юных спортсменов для дальнейшей спортивной подготовки.

Возраст начала занятий в платных спортивных секциях может заметно отличаться от государственного стандарта. 

Каким спортом занять ребенка в 2-5 лет?

Достаточно ли ребенок двигается? Сколько нужно гулять? А не рано нам садиться на беговел? Обязательно ли ходить в бассейн? Когда уже можно записаться в спортивную секцию? Этими и другими вопросами вы мучаетесь прямо сейчас, если вашему ребенку от 2 до 5 лет. Давайте вместе разобремся, какие виды физической активности можно предложить маленьким детям. 

Ребенку 2-3 года: рекомендуется не менее 30 минут в день организованной физической активности вместе с родителями. Большинство детей в этом возрасте еще не способны оторваться от мамы и папы и пойти заниматься в секцию. Так что вам нужно самим развивать ребенка. Это могут быть танцы, игра в догонялки, игра в мяч, прыжки на твердой поверхности. Последнее прекрасно развивает мышцы и кости ребенка. Помните, что ребенку в таком возрасте сложно держать концентрацию даже на протяжении получаса. Так что можно заниматься три раза по 10 минут в течение дня. Плюс к этому малышам требуется от 60 до 180 минут неструктурированной физической активности в день. Речь идет о прогулках на свежем воздухе и игре на детской площадке. 

Ребенку 3-5 лет: в этом возрасте у детей уже более развиты координация в пространстве, моторные навыки. Специалисты рекомендуют заниматься спортом от часа в день вместе с родителями дома или в секции. Потребность в свежем воздухе остается такой же: это прогулки от часа до трех.

Большинство коммерческих спортивных секций сейчас открывают свои двери для совсем маленьких детей. В футбол, например, берут уже трехлеток. Понятно, что футбола как такового в этой секции практически не будет. Ребенок будет бегать, прыгать и делать простейшие упражнения с мячом. При желании такую футбольную секцию для малыша вы можете организовать у себя дома. Вам не придется одевать и отвозить куда-то ребенка - колоссальная экономия времени на лицо. С другой стороны, не все родители готовы становиться еще и тренерами.

Поэтому мы узнали у специалистов о наиболее гармоничных видах спорта, которыми можно заниматься с совсем маленькими детьми.  

Беговел

В секцию беговела вашего ребенка возьмут уже с года. Там заниматься с малышом будет специалист, который сделает занятие интересным и продуктивным. Например, подготовит полосу препятствий. Естественно, заниматься с ребенком на беговеле могут и сами родители. В качестве альтернативы, можно рассмотреть самокат.

Танцы

В секцию танцевального спорта возьмут малышей 3-4-лет. Занятия танцами развивают гибкость, ловкость, пластичность, помогают ребенку почувствовать музыку и научиться выражать свои эмоции в движении. 

Лыжи

Как беговые, так и горные лыжи, будут полезны малышам со всех точек зрения. Это и физическая активность, и веселое времяпровождение, и закаливание. Воздействие минусовых температур запускает защитные процессы организма, укрепляя иммунитет не хуже витаминов. Лыжная тренировка — это хорошее настроение, отсутствие стресса и крепкий сон. Поставить 3-летнего ребенка на беговые лыжи могут и сами родители. А вот в горных лыжах без инструктора - никуда. 

Плавание

Уже с 3 недель жизни можно начинать учить ребенка плавать и нырять. У новорожденных есть плавательный рефлекс, пребывание в воде для них естественно. А спустя несколько месяцев уже можно пойти с грудничком в специализированный (не общественный) бассейн: занятия для самых маленьких есть и в частных центрах, и при поликлиниках. Занятия по грудничковому плаванию проводятся 1-2 раза в неделю около 30 минут. Дети, которых учат плавать с рождения, закаляются, у них хороший сон и аппетит, они хорошо развиваются и, конечно, приобретают отличные навыки. С пяти лет детей начинают учить плавать без родителей.

Но только не батут 

Все дети любят прыгать. Этот вид активности развивает мышцы, суставы, костную ткань, улучшает координацию. Казалось бы, отличный вариант для малыша, тем более, что батуты сейчас можно найти везде: и в торговых центрах, и на городских праздниках. Вот только прыгать детям нужно на твердой поверхности, а не на батуте. Оказывается, у батута довольно плохая репутация среди врачей. Американская академия педиатрии не рекомендует заниматься на батуте детям до 10 лет. Специалисты выступают против батутов в частных домах, на дачных участках и прочих местах без присмотра родителей. 

 

Скакалка- интересно, полезно, весело!

                              

Скакалка – это простой спортивный снаряд, который не занимает много места и имеет относительно невысокую стоимость
Многие ошибочно считают, что скакалка подходит исключительно девочкам. Между тем, упражнения с этим снарядом полезны и для мальчиков. 10–15 минут прыжков в день обладают большим оздоравливающим эффектом:

развивают выносливость и ловкость;

тренируют координацию;

укрепляют мышцы ног и рук;

улучшают осанку;

стимулируют кровообращение;

ускоряют процесс метаболизма, что особенно полезно для детей, страдающих ожирением;

благотворно сказываются на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка.

Начинать обучение прыжкам через скакалку не рекомендуется, пока ребёнок не достигнет 4 лет. До этого возраста мышцы голеностопа ещё слишком слабы для подобных нагрузок. И, конечно, занятия со скакалкой исключаются, если малыш страдает заболеваниями сердца, либо у него наблюдаются проблемы с артериальным давлением.

Выбираем скакалку:

Диаметр шнура не должен быть меньше или больше 0,8–0,9 мм. Более тонкая скакалка запутается, а толстую будет неудобно крутить.

Длину скакалки следует подбирать под рост ребенка. Для этого предложите ему поставить ноги на середину скакалки, зажать её ручки в кулаках и развести их в стороны – в таком виде уровень ручек снаряда должен соответствовать уровню подмышек. Если шнур окажется больше, то его необходимо будет обрезать. Но ни в коем случае не завязывайте узлы, чтобы укоротить скакалку, потому что при прыжках они могут больно ударить ребёнка.

Лучше выбирать снаряд с эргономичными и нескользящими ручками – в этом случае скакалка не будет выпадать из ладоней малыша во время тренировки.

Скакалка не должна быть ни больше, ни меньше ростовых показателей: если она окажется слишком длинным, то ребёнок может запутаться и упасть, а с короткой скакалкой малыш рискует получить травму голеностопа или вывихнуть руку во время прыжка.

 Учимся правильно прыгать:

На первый взгляд кажется, что прыжки через скакалку не требуют особых навыков, но для неподготовленного ребёнка выполнение упражнений может быть опасным. Поэтому необходимо изучить программу тренировок, чтобы правильно организовать занятия со снарядом.

На начальном этапе ребёнку удобнее и интереснее прыгать через скакалку, когда её с двух сторон держат помощники

Сначала обучаем ребенка переступанию с носка на пятку. Для усложнения этого упражнения добавляем перекат с носка на пятку через скакалку. Это позволит ребёнку привыкнуть к скакалке.

Далее тренируем вместе с ребенком прыжки на месте. Их высота не должна быть более 10 см. Важно добиться от ребёнка того, чтобы он приземлялся не на всю стопу, а сначала на носочек. Темп нужно задать умеренный, около 80 прыжков в минуту.

Затем необходимо обучить ребёнка правильному вращению скакалки. Для этого попросите его крепко зажать ручки, ладони со снарядом направить вперёд, при этом напряжения в руках быть не должно. Двигаться во время вращения должна только кисть, а не плечевой или локтевой сустав. Чтобы малышу было проще освоить это движение, предложите ему перебрасывать скакалку через голову, не сгибая рук. Постепенно у ребёнка выработается правильный захват. На этом же этапе добавляем прыжки. Малышу нужно взять сложенную вдвое скакалку в одну руку, подпрыгнуть и совершить вращение снарядом. Это поможет добиться одновременности работы ног (прыжков) и рук (вращений).

На заключительном этапе начинаем работать непосредственно над прыжками через скакалку. В середине скакалки можно завязать яркую ленту, чтобы ребёнку было легче ориентироваться в направлении движения шнура. Следите за тем, чтобы малыш не наклонял туловище, иначе собьётся ритм. И обязательно хвалите за малейшие успехи!

Хорошо помогает научиться скакать со снарядом упражнение, во время которого ребёнок прыгает через скакалку, при этом один её конец закреплён на основе, а второй вращает напарник. Также шнур могут, например, крутить родители с двух сторон.

Обязательно уделяйте внимание правильному дыханию во время тренировки. Нельзя допускать задерживания воздуха в лёгких, полагается делать прыжок на вдохе, а приземляться — на выдохе. Если ребёнку становится трудно разговаривать, а также появляется одышка, то сделайте, перерыв на отдых.

 Какие бывают прыжки:

После овладения начальными навыками прыжка через скакалку, можно разнообразить комплекс упражнений и обучить ребенка новым видам прыжков.

Разнообразные прыжки через скакалку могут стать увлекательным соревнованием среди детей

Прыжок с выведением ног вперёд:

Берём скакалку в руки, ноги сводим вместе.

Делаем замах шнуром и прыжок.

Приземляемся на одну ногу, а затем опускаем вторую.

Прыжок с поджатыми коленями:

Становимся прямо, скакалку заводим назад.

Заносим снаряд наверх, одновременно подпрыгиваем и стараемся прижать колени к груди.

Выпрямляем ноги и возвращаемся в исходное положение

Вращение скакалки в обратном направлении:

Становимся прямо, ноги вместе.

Скакалку заводим перед собой.

Делаем прыжок и замах снарядом за спину.

Следите за правильным положением кистей в этом упражнении, иначе ребёнок может получить вывих.

Прыжок со скрещенными руками:

Становимся прямо, ноги вместе.

Заводим скакалку назад.

Делаем прыжок, перекрещивая руки со шнуром.

До приземления ладони со снарядом нужно привести в начальное положение.

Прыжок со скрещенными ногами:

Становимся прямо, ноги перекрещиваем.

Заводим скакалку назад.

Делаем прыжок и пропускаем шнур под ногами.

Возвращаемся в исходное положение, приземляясь на скрещенные ноги.

Двойное прокручивание скакалки:

Становимся прямо, ноги вместе.

Делаем замах скакалкой и подпрыгиваем.

До приземления нужно два раза прокрутить шнур под ногами.

Осваивать последнее упражнение рекомендуется только тогда, когда ребёнок уже уверенно пользуется снарядом и умеет выполнять другие виды прыжков.

Игры со скакалкой:

«Рыбаки и рыбки»

Выбирается один водящий («рыбак»), который встает в центр воображаемого или обведенного мелом круга (для малышей). Игроки становятся вокруг, водящий крутит скакалку по кругу, чтобы она едва касалась земли, а остальные подпрыгивают, чтобы «удочка» не коснулась их ног. Тот, кто коснулся ногами скакалки, встает вместо водящего. Если круг маленький или «удочка» слишком длинная, ее нужно сложить пополам. Можно усложнять задачу с каждой выбывающей «рыбкой», поднимая скакалку от земли все выше и выше.

«Морские волны»

В этой игре используется длинная скакалка, поэтому лучше связать вместе две, но снять по одной ручке с каждой (узел должен быть без ручек). Ведущие (двое детей) синхронно качают скакалку из стороны в сторону, а остальные прыгают, избегая столкновения с «волной». Скакалка раскачивается все сильнее и выше, так что двигается по кругу, описывая «солнышко», а внутри него прыгают игроки. Кто не выдержит «волну», тот сменяет одного водящего.

«Лимбо»

Взрослые привязывают концы скакалки и натягивают ее между двумя опорами (столбами, деревьями) или удерживают концы в руках на уровне грудной клетки игроков (школьники могут справиться с этим сами). Каждый участник проходит под натянутой линией, прогибаясь назад (как в гавайском танце «Лимбо», можно даже с музыкой). Когда все «танцоры» прошли, уровень опускается на 10 см. По мере снижения высоты скакалки игроки выбывают, в итоге побеждает самый гибкий, продержавшийся дольше всех.

«Десяточки»

Это игра для детей, которые уже хорошо прыгают через скакалку. Игра заключается в том, что нужно пройти 10 этапов, каждый из которых предполагает различные прыжки, начиная с десяти прыжков на первом уровне и заканчивая одним прыжком на заключительном уровне. Выигрывает тот, дошел до последнего этапа и ни разу не сбился. Итак, на каждом уровне выполняется определенное количество прыжков:

десять — на месте на двух ногах;

девять – на месте с чередованием обеих ног;

восемь – на месте на левой ноге;

семь – на месте на правой ноге;

шесть — на обеих ногах, прыгая вперед;

пять — на двух ногах, прыгая назад;

четыре – на месте на двух ногах, перекрещивая руки (прыжки через петлю);

три — на месте со скрещенными ногами;

два – на месте на левой ноге, крутя скакалку назад;

один — особенный, например, подпрыгнуть и успеть два раза подряд скрестить руки, находясь в воздухе.

Это пример прыжков для игры в десяточки, их можно менять на свое усмотрение, но техника выполнения должна усложняться на каждом последующем этапе, а количество повторений — уменьшаться на одно.

«Подражание»

У каждого участника своя скакалка для прыжков. Ведущий встает лицом к игрокам, остальные – вокруг него или напротив, соблюдая дистанцию между собой (чтобы не задеть друг друга). Ведущий показывает прыжки, как ему хочется, постепенно усложняя задачу. Сначала 5 прыжков одним способом, все в точности повторяют, затем 5 прыжков другим способом, все повторяют. Выбывает тот, кто ошибся, и так до последнего игрока. Выигрывает самый точный подражатель, оставшийся из всех один.

 «Я знаю пять…»

Игра развивает сообразительность, находчивость и тренирует координацию движений. Ведущего здесь нет, дети поочередно берут скакалку и прыгают в такт словам: «Я знаю пять имен девочек. Катя – раз, Лена – два, Оля – три, Настя – четыре, Даша – пять». На каждое слово – по одному прыжку, то есть прыгнуть надо 15 раз, при этом не делать долгих пауз, но и не повторяться за предыдущим игроком. Игрок, который запнулся, ошибся или повторил имя, которое уже называлось, выбывает. Помимо имен девочек можно называть мужские имена, названия городов России, цветов, животных и все, что подскажет фантазия.

      Эти несложные игры и упражнения со скакалкой смогут надолго увлечь детей любого возраста. А если такой активный отдых сочетает в себе развитие основных физических качеств, оздоровление организма (закалка на свежем воздухе) и общение со сверстниками, то польза от прыжков через скакалку очевидна.

                      

 

                         Детские рисунки скакалка (58 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Учим детей плавать!

      Лето уже совсем близко. Оно прекрасно тем, что дарит сотни вариантов времяпровождения на любой вкус.

Летний отдых включают в себя нахождение у водоемов. Такой досуг не только подарит положительные эмоции, но и будет полезен для здоровья как взрослых, так и детей.

Плавание помогает укрепить мышцы и суставы. При этом значительно снижается нагрузка на позвоночник, а вода служит своеобразной защитной подушкой, смягчающей любое движение. В результате, риск получить травму становится минимальным.

Занятия плаванием помогают:

  • укрепить сердце и стенки сосудов;
  • повысить общий тонус и усилить иммунитет;
  • улучшить работу легких и всей дыхательной системы;
  • усилить кровоснабжение мозга, укрепить нервную систему.

 

Главные правила для родителей, чтобы научить ребенка плавать:

Водоем — новая и незнакомая среда для детей. Чтобы освоиться, детям нужно время и поддержка. Поэтому не спешите бросать малыша на глубину и ждать, когда инстинкты возьмут верх и он выплывет. Это может обернуться огромным потрясением и развитием аквафобии (страхом перед купанием и водой вообще).

Полезно начать подготовку заранее. Если кроха любит купаться в ванне, плескаться, нырять с задержкой дыхания — прекрасно! Значит, первый шаг к покорению морей уже сделан.

Следующей стадией может стать вопрос, как научить ребенка плавать в бассейне. Здесь все зависит от возраста детей. Для малышей до 4 лет вполне приемлем вариант плескаться в “лягушатнике”, доставать со дна игрушки, бегать наперегонки. Дайте волю своей фантазии. Подойдут любые действия, которые помогут малышу освоиться в воде.

Упражнения для детей возраста от 3 до 5 лет:

Специалисты говорят, что родителей не должен беспокоить вопрос, как научить малыша плавать в 3 года. Большинство детей этого возраста еще слишком малы и от серьезного обучения не будет большого прока. Упражнения для них лучше всего свести к играм в воде, когда вы вместе весело плещетесь, кружитесь, брызгаетесь, играете в догонялки. Всё это нужно делать на мелководье, чтобы вода доходила малышу максимум до пояса.

Если кроха совсем освоился и чувствует себя комфортно, стоит перейти к следующему этапу. Покажите ему на своем примере, как легко можно лежать на спине прямо на водной поверхности. А затем предложите крохе повторить это самому, бережно поддерживая его под спинкой и головой. Научите спокойно дышать и расслабляться, доверяя силе воды.

Уже в 3 года вы можете научить малыша правильной технике дыхания. Ее суть в том, чтобы делать короткий вдох через рот и медленный выдох носом. Сначала разучите все движения на суше, а потом покажите ребенку, как выдыхать в воду. Советуем проводить уроки в форме игры, улыбаться и поддерживать малыша словами.

Как научить ребенка плавать в 4 года? Если вы начали своевременную подготовку, и малыш владеет вышеперечисленными навыками, большой проблемы возникнуть не должно. Он уже знает, как правильно дышать и каково это, доверять свое тело воде.

Поэтому можно перейти к следующему этапу — научить малыша держаться на воде на животе так, чтобы лицо было опущено в воду. Самые распространенные упражнения:

“Поплавок”. Положение тела похоже на позу эмбриона: нужно сделать вдох, опуститься под воду, прижать колени к груди, обхватить их руками и опустить голову. Воздух в легких заставит тело подняться к поверхности воды спиной вверх. В таком положении хорошо задержаться хотя бы на мгновение в первый раз, а затем постепенно увеличивать время до уровня комфорта ребенка.

“Звездочка”. Для этого упражнения нужно лечь животом на воду так, чтобы голова была опущена вниз (глаза могут быть закрыты), а руки и ноги расставлены в стороны. В идеале ребенок будет спокойно дрейфовать по поверхности. А чем шире расставлены его конечности, тем дольше он продержится в таком положении.

Если вы занимаетесь в бассейне, советуем еще одно распространенное упражнение — “стрела”. Для его выполнения нужно как следует оттолкнуться ногами от бортика и, доверившись воде, скользить по ее поверхности без каких-то дополнительных движений. Конечности вытянуты, а лицо опущено в воду.

Когда ребенок освоился на воде, то можно предложить ему ухватиться за мячик или специальную дощечку, которая будет поддерживать на плаву его руки, плечи и голову. Встав на небольшое расстояние, предложите малышу добраться до вас вплавь. Ему придется поработать ножками, чтобы достичь своей цели.

Вполне возможно, что после всех этих упражнений кроха научится не только держаться на воде, но и передвигаться по ее поверхности.

Упражнения для детей возраста от 5 до 8 лет:

Перейдем к следующей возрастной группе и поговорим, как научить ребенка плавать в 5 лет. Преподаватели считают, что в это время дети достаточно сознательные и легко поддаются обучению.

Если у ребенка уже есть определенные навыки и он умеет правильно дышать в воде — можно переходить к обучению более серьезным техникам, таким как брасс и кроль. Освоить их поможет тренер в бассейне либо один из родителей. Если выбрали второй вариант, то советуем предварительно убедиться, что вы сами не допускаете ошибок в технике выполнения и не передадите ребенку ложные знания.

В случае, если ребенок знаком с водой только по банным процедурам, вы можете начать обучение с упражнений, которые описаны в разделе выше.

Как научить ребенка плавать в 7 лет? Используя те же принципы. Чем старше становятся дети, тем осознаннее они подходят к процессу, тем выше обычно уровень их дисциплины и общей физической подготовки. В остальном же нет существенной разницы между обучением пятилетки и программой для детей чуть старше. То же самое относится и к вопросу, как научить ребенка плавать в 8 лет.

Ошибки родителей при обучении плаванию:

  • Излишнее давление и строгость. Как мы уже упоминали, плавание может быть довольно стрессовым событием для ребенка. Абсолютно новая среда со своими законами требует времени на адаптацию. Постарайтесь поставить себя на место малыша и осознайте его страх. А затем мягко и терпеливо помогите ребенку справиться с ним. 
  • Использование круга и нарукавников. Эти предметы можно приобрести на первых порах, чтобы познакомить ребенка с водой и избавить от страха. Но не стоит затягивать процесс их использования, так как они держат тело в вертикальном положении. А для того, чтобы научиться плавать, голова, конечности и тело должны находиться в одной плоскости. 
  • Предоставление ребенка самому себе. Не важно, находитесь вы в бассейне или в открытом водоеме. Даже если кажется, что глубина маленькая и опасность малышу не грозит, никогда не оставляйте его без присмотра. 
  • Неправильная техника дыхания. Важно научить детей делать короткий вдох ртом. В противном случае велика вероятность, что через нос в организм станет попадать вода, ребенок начнет захлебываться и не сможет опускать голову лицом в воду. Кроме того, не стоит плавать на задержке дыхания: такая техника приведет к рваным движениям с остановками, будет отнимать много сил. 
  • Слишком высокое положение головы. Специалисты советуют учить детей плавать лежа на животе так, чтобы лицо находилось в воде. Это наиболее комфортное положение, которое выстраивает тело в одну линию и не создает ненужных напряжений. Если ребенку не комфортно опускать голову в воду с открытыми глазами, приобретите специальные очки.

Какой бы метод обучения вы ни выбрали, помните, что не стоит быть слишком серьезным. Дети учатся намного быстрее, если процесс выстроен в игровой форме, а учитель не скупится на слова поддержки и искренне вовлечен в происходящее.

 

Удачи и приятного плавания

ГИМНАСТИКА СТРЕЛЬНИКОВОЙ - 11 ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой основана на упражнениях, где вдохи нужно делать в конце движения, когда грудная клетка сжата.

Стрельникова – дыхательная гимнастика:

Однажды, при очередном сердечном приступе, Александра Стрельникова попробовала дышать так, как её научила мать, и удушье постепенно отступило. С того времени она начала постоянно выполнять дыхательные упражнения, и не знала никаких проблем со здоровьем. У Стрельниковых занимались многие известные певцы и актеры, методика была столь впечатляющей, что Александра подала документы, и получила патент на свою дыхательную гимнастику.

Гимнастика Стрельниковой активизирует всю иммунную систему организма.

Упражнения изначально помогали восстановлению голоса, позже Стрельниковой удалось излечить от бронхиальной астмы своего ученика и последователя Михаила Щетинина. Врачи не имеют однозначного мнения, но считают методику эффективном средством при лечении заболеваний дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Преимущества метода:

Сочетание с циклическими упражнениями (бег, плавание, ходьба).

Восстановление больных органов.

Профилактика болезней.

Положительное влияние на весь организм.

Отсутствие особых условий для занятий.

Увеличение объема легких.

Доступность для взрослых и детей.

Метод называют парадоксальным, ведь во время вдоха грудная клетка находится в сжатом состоянии, а не в расширенном. Тем не менее, упражнения не вызывают усталости, вентиляция легких возрастает в 5 раз. Дыхание производится во время движения, восстанавливается весь энергетический баланс человеческого организма.

 

 

Показания и противопоказания методики:

Методика положительно действует на все обменные функции организма, кровоснабжение органов и систем, помогает восстановить нарушенное дыхание и укрепить сосуды.

Рекомендуется при таких показаниях:

хронические депрессии;

невротические состояния;

период беременности;

 воспаления легких и бронхов, астмы;

 сердечные заболевания;

гипертонические болезни;

вегетососудистые дистонии;

перенесенные инфаркты и нарушения ритма сердца;

 постинсультные состояния, головные боли и эпилептические недуги; нарушения работы щитовидной железы и диабет;

 вирусные, воспалительные и кожные болезни;

импотенция;

лишний вес и курение.

Гимнастикой можно заниматься параллельно с применением лекарственных препаратов, здоровые люди выполняют упражнения для профилактики.

Противопоказана гимнастика Стрельниковой в случаях:

острых состояний с повышенной температурой;

тяжелых патологий;

острых тромбофлебитов.

В любой ситуации без предварительной консультации с врачом не стоит самостоятельно назначать себе этот комплекс.

Дыхательные упражнения Стрельниковой

Приступать к тренировкам нужно с начальных 3-х упражнений, дважды в день, прибавляя ежедневно по упражнению. Время отдыха между движениями поначалу увеличивать до десяти секунд, вместо трех-пяти.

Главная особенность метода – сильный и резкий вдох носом.

Выдыхать нужно произвольно, лучше через рот. Частота движений – 100-120 раз в минуту. Не тратьте на занятие больше, чем полчаса. Стрельникова рекомендует заниматься на протяжении всей жизни, раз в день. Движения со 2-го по 10-е выполняются в 12 подходов по 8 вдохов (12 х 8).

 

№1–Ладошки

https://shcrb.by/images/news/035.jpg

Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом. 24 подхода в любой позе (лежа, стоя или сидя). При трудностях увеличиваете отдых до 10 сек.

№2 – Погончики

https://shcrb.by/images/news/036.jpg

Стоите прямо, руки прижимаете к животу, сжав кулаки. Вдыхая, резко толкаете кулаки вниз, напрягая плечи. Возвращаете руки назад до уровня пояса, расслабляете плечи на выдохе. 8 вдохов – пауза 4 сек. (12 х 8).

№3 – Насос

https://shcrb.by/images/news/037.jpg

Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца. Темп наклонов – от 100 в минуту. (12 х 8). При последствиях травм головы или спины наклоняетесь не сильно.

 

 

 

№4–Кошка

https://shcrb.by/images/news/038.jpg

Встаете прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Чуть-чуть присядьте, поворачиваясь вправо и выполняя резкий вдох. Возвращаетесь в первоначальное положение. Повторяете движение влево. Колени слегка согнуты, руки выполняют хватающие движения. Спину держите прямо, поворачиваетесь в талии. (12 х 8).
№5 – Обнять плечи

https://shcrb.by/images/news/039.jpg

В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки. (12 х 8). Если тяжело, исполняете по 4 движения.
№6–Большой маятник

https://shcrb.by/images/news/040.jpg

Стоите прямо, ноги расставлены уже плеч. Наклоняетесь вперед, потянув руки к полу и выполняя вдох. Затем возвращаетесь назад, обнимаете руками плечи и снова вдыхаете. (12 х 8). Возможно исполнение сидя. При болезнях позвоночника назад нельзя прогибаться.

Осилив первые шесть упражнений, приступать к оставшимся, добавляя по одному в день.

 

 

№7 – Повороты головой

https://shcrb.by/images/news/041.jpg

Стойка прямо, ноги уже плеч. Поворачиваете голову вправо – вдох, влево – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8).

№8 – Ушки

https://shcrb.by/images/news/042.jpg

Встаете прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вправо, касаясь ухом плеча, – вдох, голова влево – вдох. Выдох между вдохами.(12х8).

№9 – Маятник головой

https://shcrb.by/images/news/043.jpg

Стоите прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вперед, глядя в пол, – вдох, назад (глядя вверх) – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8).

При травмах головы, патологиях верхнего отдела позвоночника и эпилепсии упражнения 7-9 можно выполнять не до конца, но вдыхать резко.

№10 – Перекаты

https://shcrb.by/images/news/044.jpg

Встаете ровно, левая нога – вперед, правая – назад. Переносите вес тела на левую ногу, правую сгибаете и ставите на носочек. Приседаете на левой ноге при сильном вдохе. Выпрямляете ногу и переносите вес на правую. Приседаете на правой ноге, вдохнув. (12 х 8).

№11-Рамка

https://shcrb.by/images/news/045.jpg

Шаг передний. Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Поднимаете левую ногу, согнув ее в коленке, до живота (носок тянется вниз). Приседаете на правой ноге при шумном вдохе. Принимаете исходное положение. Повторяете с другой ногой. 8 раз по 8 вдохов. Шаг задний. Сгибаете левую ногу в колене, доставая пяткой ягодицы. Приседаете на правой ноге, сделав вдох. Повторяете другой ногой. 4 раза по 8 вдохов. При травмах конечностей, тромбофлебитах, сердечных болезнях ноги поднимаете невысоко, делаете паузу по 10 сек.

 

 

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста

Связь возрастных физиологических особенностей дошкольников с развитием у них гибкости:

 

Дошкольный возраст, охватывающий период с трех до шести семи лет, является критическим временем для формирования двигательных навыков и гибкости у детей. В этом возрасте происходит интенсивный физиологический рост и развитие детского организма. Различные аспекты физиологии, важные для развития гибкости, могут быть охарактеризованы следующим образом:

 

а) Мышечная система и суставы:

У дошкольников наблюдается высокий уровень пластичности и эластичности мышц и суставов. Это обусловлено особенностями миофибриллярной структуры и хорошей способностью к растяжению у молодых организмов. Именно в этот период они могут легко осваивать разнообразные упражнения, направленные на развитие гибкости.

 

б) Гормональные изменения:

Гормональный фон детей дошкольного возраста влияет на их способность к двигательной активности и гибкости. Рост уровня гормональных веществ, таких как гормон роста, способствует развитию мышц и соединительных тканей, что благоприятно влияет на формирование гибкости.

 

в) Нервная система:

Формирование нервной системы находится в стадии активного роста и развития. Усиление нервно-мышечных связей и координации движений создают базу для усвоения правильных паттернов движений и развития гибкости.

Понимание и учет этих физиологических особенностей помогают разработать эффективные методики, способствующие максимальному развитию гибкости у дошкольников в этот критический период формирования их двигательных навыков.

 

Особенности развития гибкости в разные возрастные периоды дошкольного детства:

 

3-4 года:

В этом возрасте основное внимание уделяется освоению базовых движений, таких как наклоны, разведения и повороты туловища, а также сгибание и разгибание конечностей. Дети активно учатся контролировать свое тело в простых движениях, что является основой для развития более сложных элементов гибкости в будущем.

 

4-5 года:

На этом этапе у детей улучшается координация движений, что позволяет им выполнять более сложные движения, включая изгибы и вращения туловища. Упражнения направлены на увеличение диапазона движений и активизацию мышц для удержания определенных поз.

 

5-6 лет:

Дети в этом возрасте более уверенно выполняют движения, требующие баланса и гибкости. Это включает в себя сложные упражнения, такие как глубокие изгибы и закручивания туловища. Развиваются навыки растяжки и более продвинутые техники, способствующие улучшению гибкости.

 

Каждый из этих возрастных периодов представляет собой важную ступень в развитии гибкости у детей дошкольного возраста. Эффективные упражнения, подходящие к их физиологическим возможностям и уровню координации, способствуют оптимальному развитию гибкости и создают базу для последующего усовершенствования двигательных навыков.

 

Развитие активной и пассивной гибкости у дошкольников:

 

Активная гибкость:

Активная гибкость предполагает способность ребенка к контролируемым движениям, используя свои мышцы и суставы. Для развития активной гибкости дошкольнику необходимо выполнять упражнения, направленные на растяжение мышц и укрепление мышечного корсета. Это могут быть упражнения, включающие гибкие позы, повороты, наклоны, а также мягкие мануальные техники.

 

Пассивная гибкость:

Пассивная гибкость представляет собой диапазон движения суставов при воздействии внешних сил. Это может быть растяжка, массаж или другие процедуры, проводимые инструктором. Важно, чтобы эти воздействия были безопасными и осуществлялись с учетом возраста и физических особенностей ребенка. Пассивная гибкость способствует увеличению подвижности суставов и подготовке организма к активным тренировкам.

 

Сочетание активных и пассивных методов способствует более полному развитию гибкости у дошкольников. Важно стремиться к балансу между этими методами, уделяя внимание как упражнениям, которые ребенок выполняет самостоятельно, так и тем, которые проводятся под контролем инструктора или родителя. Этот подход помогает создать оптимальные условия для развития гибкости, что важно для формирования физически здоровых и активных детей.

 

 Современные методы, средства и технологии развития гибкости в контексте ФГОСДО и ФОП у дошкольников:

 

Интеграция упражнений из йоги и пилатеса:

В современных методиках развития гибкости широко используются элементы йоги и пилатеса. Эти методы включают в себя упражнения, направленные на растяжку, укрепление мышц и улучшение координации. Йога также учит расслаблению и контролю над дыханием, что важно для достижения оптимальной гибкости.

Использование танцевальных движений:

Танцевальные движения, такие как танцы на мате или с элементами балета, позволяют разнообразить тренировочные процессы и сделать их более увлекательными для детей. Эти упражнения развивают гибкость, а также координацию и музыкальность.

Применение мультимедийных технологий:

Современные мультимедийные приложения и интерактивные учебники могут быть эффективным инструментом в обучении гибкости. Они предлагают детям интересные видеоуроки, анимации и игровые подходы, делая процесс обучения более увлекательным и понятным.

Индивидуальный подход и адаптация методик:

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при разработке программы развития гибкости. Инструкторы и педагоги должны уметь адаптировать методики к потребностям конкретного ребенка, учитывая его возраст, физическое состояние и интересы.

Специализированные учебные пособия и оборудование:

Существуют специальные маты, резиновые полосы, мячи и другие средства, спроектированные для развития гибкости у детей. Использование таких специализированных средств помогает сделать тренировки более эффективными и безопасными.

Современные методы развития гибкости в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОСДО) и Федерального образовательного порядка (ФОП) нацелены на комплексное развитие детей, учитывая их возрастные и физиологические особенности. Использование инновационных технологий и подходов способствует эффективному формированию физически активных и гибких личностей с молодого возраста.

 

Таким образом, развитие гибкости у дошкольников является важным компонентом общего физического развития ребенка. Основываясь на научных и педагогических аспектах, учителя и родители могут спроектировать оптимальные программы и методики для эффективного формирования гибкости, способствуя тем самым созданию здоровых и активных основ детского развития.