ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Бабаева Севиль Пашабековна

«Педагогическое сопровождение детей 2-3 лет в игровой деятельности»

Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей раннего возраста характеризуется: целостностью, взаимосвязанностью целей, задач, педагогических средств; строится на основе комплексной диагностики интересов детей, ценностных ориентаций педагогов и родителей воспитанников, развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста; ориентировано на интеграцию познавательной, деятельностно-практической и эмоционально-личностной сфер личности и включает в себя диагностический, развивающий и результативный этапы.

Целостность технологии педагогического сопровождения имеет структурный и содержательный аспекты и обеспечивается единством компонентов технологии на основе общей цели, ориентированностью на индивидуальное развитие ребёнка и взаимодействием всех участников игровой деятельности на каждом из этапов её реализации.

Модель педагогического сопровождения сюжетных  игр дошкольников представлена следующими системными характеристиками: цель и задачи педагогического сопровождения, факторы, условия, компоненты, методы и приёмы.

Основной целью педагогического сопровождения является научное психолого-педагогическое обеспечение сюжетных  игр детей раннего возраста и оптимизация педагогического взаимодействия педагога и детей в сюжетных играх.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

1. В выявлении трудностей детей при самостоятельной организации ими сюжетных  игр;

2. В оказании детям своевременной помощи и поддержки на протяжении всего процесса сюжетной игры с учётом всех структурных компонентов игры (замысла, содержания, сюжета, роли, игровых действий, игровых правил и игрового использования игрушек и предметов-заместителей); в подборе средств реализации задуманного; в выборе наиболее эффективного игрового маршрута; в сохранении и развитии игровых интересов детей;

3. В создании и проектировании условий для успешного развития сюжетной  игры как творческой совместной деятельности и достижения детьми раннего возраста высокого уровня развития сюжетных игр;

Реализация задач наиболее успешно будет осуществляться с точки зрения личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, основанного на представлениях о совместной деятельности. С точки зрения такого подхода каждый из участников может брать на себя осуществление любого из компонентов общей деятельности: исполнение отдельных операций или их сочетаний.

Рассмотрим факторы педагогического сопровождения педагога с детьми, обеспечивающие развитие сюжетных  игр:

• игровая позиция педагога обеспечивает включение педагога в совместную с детьми игру и способствует созданию условий для развития их самостоятельной игры

• ценностное отношение к ребёнку как равноинтересному партнёру общения позволяет создать эмоционально–положительную направленность ребёнка на партнёров по игре и обеспечивает эмоциональную приподнятость и непринуждённость в процессе общения и развития сюжетов игры;

• появление разнообразных сюжетов в играх, использования детьми различных способов и средств реализации задуманного автоматически отрицает жёсткую детерминированность в организации и руководстве сюжетной игры

• открытость и восприимчивость педагога к возникающим новообразованиям предполагает повышение творческих способностей детей, их умение действовать в новых условиях, меняя способы деятельности;

Условия педагогического сопровождения:

• установление субъект-субъектных отношений и особого взаимодействия педагогов и детей в сюжетных  играх через игровую позицию педагога;

•вооружение детей социально-ценностными представлениями, способами регуляции поведения и навыками культуры общения со сверстниками в игре, умениями обустраивать игру и самостоятельно моделировать игровое пространство при реализации игровых замыслов.

• осмысление педагогами и родителями важности развития сюжетных  игр;

• выявление наиболее важных особенностей сюжетных игр, игрового поведения, интересов и ценностных ориентаций детей в рамках модели педагогического сопровождения осуществляется в процессе диагностической деятельности педагога дошкольного учреждения, которая является основой планирования игр, определения форм, средств и методов взаимодействия.

Центральным образованием модели педагогического сопровождения сюжетных  игр является особым образом организованное взаимодействие педагога с детьми, которое способствует эффективному развитию игровой деятельности и личности дошкольника.

Содержательные компоненты взаимодействия предусматривают интеграцию:

когнитивного – знание педагогами сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений и интересов, ценностно-смысловых ориентаций родителей и воспитанников,   структурных компонентов сюжетной  игры,   способов её моделирования с учётом индивидуально-личностных особенностей, интересов,  предпочтений и степени освоения опыта игровой деятельности современными дошкольниками, владение умением провести диагностику межличностных отношений и общения педагогов и детей в сюжетной игре, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогом и детьми.

В процессе когнитивного взаимодействия педагога с детьми последними

• осваивается предметный и социальный мир;

• расширяется спектр игровых интересов;

• появляются, игровые замыслы, в которых сочетаются реальные и вымышленные события (из книг, мультфильмов);

• игровые замыслы оформляются в речи;

• формируется игровая роль и ролевая речь;

• осваивается умение использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий;

•  содержание  и структура сюжетов игр усложняется;

• основное содержание сюжетных  игр связано с творческим отражением отношений в мире людей.

• формируется умение планировать игру;

• усваиваются правила и нормы поведения со взрослыми и сверстниками.

К концу дошкольного возраста у детей появляются новообразования:

– произвольность;

– воображение;

– знаковая функция сознания.

деятельностно-практического – игра строится как совместная деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение, используются содержательно-организационные и управленческие механизмы игрового взаимодействия по созданию игровой среды и изменению игрового пространства, в ней наблюдается развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации); в сюжетно-ролевой игре педагог и дети постоянно контактируют, координируют действия на основе взаимного содействия, сопереживают, изменяют способы  поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга, определяют творческий характер отношений.

При реализации деятельностно-практического взаимодействия появляются устойчивые игровые объединения, в которых дети овладевают важными умениями:

коммуникативными: договариваться о тематике игры; о последовательности совместных действий; развитии сюжетов; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться; убеждать, действовать; решать конфликты;

организационными: справедливо распределять роли: подбирать игрушки, атрибуты, игровое оборудование и вместе обустраивать игровое пространство; совместно планировать игру; коллективно возводить постройки, необходимые для игры; комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;

у детей развивается инициативность; творчество.

эмоционально–личностного компонентов – наблюдается эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, отсутствие принуждения,  обоюдный интерес  друг к другу, понимание мотивов поведения; осуществляется поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Проявляется внимание к мнению и предложениям друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиций друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению друг с другом.

Дети овладевают умениями:

• создавать выразительные игровые образы с помощью средств реализации замысла: интонаций, действий, жестов, мимики, пантомимики, движений;

• обретают чувство самоценности, которое во многом определяется положением ребёнка в игре, его успехами в игре.

Формы взаимодействия:

• индивидуальное общение педагога с ребёнком по выработке игровых умений;

• организация совместной сюжетной игры с подгруппой детей в младшем дошкольном возрасте;

• коллективная игра в старшем дошкольном возрасте.

Методы и приёмы взаимодействия в сюжетной игре:

 Педагог включает детей в совместную игру со сверстниками через использование приёмов внесения игрушек, разработанных О.К. Васильевой:

– создание игровых проблемных ситуаций;

– показ инсценировок театра игрушек;

– дидактические игры;

– сценки–загадки кукольного персонажа.

Полный цикл реализации модели педагогического сопровождения сюжетных игр требует 2-3 года. Поскольку развитие сюжетной игры на протяжении дошкольного возраста проходит от овладения детьми игровыми действиями в младшем дошкольном возрасте к ролевым диалогам в среднем дошкольном возрасте и сюжетосложению в старшем дошкольном возрасте. Важным моментом для развития игры как деятельности выступает педагогическая поддержка детских игр, которая направлена на создание условий по стимулированию и созданию детьми игровых замыслов, обогащению содержания детских игр и организации субъект-субъектного взаимодействия между партнёрами в игре (взрослый—ребёнок, ребёнок—ребёнок) с учётом овладения детьми способами построения игры и возрастными возможностями.

Поэтому отработка механизма педагогической поддержки сюжетных  игр детей возможна через мониторинг процесса овладения детьми способами построения игры как деятельности от младшего к среднему и старшему дошкольному возрасту, что не даёт возможности проследить данные приобретения в рамках одного учебного года.

Проведённая работа по внедрению модели педагогического сопровождения сюжетных  игр детей дошкольного возраста позволит обеспечить:

качество дошкольного и высшего педагогического образования:

обеспечить успешное социокультурное развитие дошкольников через развитие способности вносить в игры разнообразное социальное содержание, взаимодействия;

оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей в сюжетных играх;

повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений по организации и руководству сюжетными  играми дошкольников.

Консультация для родителей

                                                                                                                                                                  «Кризис трех лет»

Вот и закончились ночные колики и укачивания на ручках, ребенок научился самостоятельно ходить и ловко попадать ложкой в рот, с ним уже можно поговорить на разные темы и более или менее спокойно посидеть в кафе или проехаться на автобусе. Вчерашний малыш вырос, и, казалось бы, родителям можно перевести дух. Но тут приходит он — кризис 3 лет.
Еще вчера добрый и покладистый ребенок вдруг превращается в вечно ноющее или вопящее чудовище, у которого на все один ответ — нет! Постоянные истерики, катания по полу, отказ выполнять простейшие требования, попытки все делать самостоятельно, и тут же снова крик — не получается! Такое поведение сводит родителей с ума и вызывает только один вопрос: что делать? Кризис 3 лет — явление временное и проходящее. Разобравшись, как проявляется кризис 3 лет и какие причины его вызывают, родители смогут пережить этот период с наименьшими потерями для своей психики, а заодно и помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет. Негативизм и упрямство со стороны ребенка — это нежелание позлить родителей, а непонимание, что происходит и как себя вести на новом жизненном этапе.
Кризис 3 лет: симптомы
В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.
Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:
постоянно проверяет границы дозволенного;
устраивает истерики по любому поводу и без;
требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
негативно воспринимает любые ваши предложения;
на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается — закатывает истерику;
не поддается переубеждению.
Причины кризиса 3 лет
В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям
Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и «ломать» под себя
Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.
Предоставьте ребенку возможность выбора
Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»
Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.
Помогите ребенку принять себя
Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.
Обратитесь к специалистам
Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Кризис 3 лет: когда заканчивается?
На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.
Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.

Летние игры для детей раннего возраста

Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

«ЗАЙКА СЕРЫЙ»

Цель: учить детей внимательно слушать и действовать согласно тексту стихотворения.

Материал: эмблемы с изображением зайчат.

Ход игры

Воспитатель раздает детям эмблемы и объясняет, что они должны внимательно слушать и выполнять действия. Воспитатель произносит:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается. (Дети «умываются».)

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо. (Дети трут ладошками носы, «хвостики», уши.)

Вытер сухо!

И поскакал:

Скок-поскок!

Скок-поскок! (Дети скачут.)

Воспитатель спрашивает у детей: «К кому в гости скачешь, зайка? Скажи нам».

Игра повторяется.

ИГРА «ВЕТЕР И ОБЛАКА»

Воспитатель играет роль ветра. Дети - облака. Когда ветер дует, облака движутся по небу: дети ходят по комнате, кружатся. Когда ветер перестаёт дуть, облака останавливаются и замирают. Игра проводится несколько раз.

ВОРОБЫШКИ И КОТ

Цель: развивать двигательные умения, быстроту, умение слушать команду.

Ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках «воробышки». На другом конце место для «автомобиля» - «гараж»» Воробышки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см, начинают бегать, прыгать на двух ногах. По сигналу появляется «автомобиль» - воспитатель. Воробышки улетают в «гнезда» (при этом каждый занимает свое место – гнездо). «Автомобиль» возвращается в «Гараж». Игра продолжается.

ИГРА «ЗОНТИК»

Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: «Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик». Дети играют. Воспитатель говорит: «Дождик начался!» Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов «Кончился дождик!» дети продолжают резвиться.

ИГРА «МЫ ГУЛЯЕМ»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ярко солнышко сияет,

С нами солнышко гуляет.

(Поднимаем руки вверх и растопыриваем пальцы.)

На прогулку мы идём,

Скоро в парке тень найдём.

(Идём на месте.)

 Под деревьями - прохлада.

Хорошо там - так, как надо.

(Машем руками перед собой, обмахиваемся.)

Вот деревья нас встречают,

Дружно ветками качают.

(Руки вверху, качаемся, потом разводим руки в стороны.)

Говорят, нам: «Жарко, детки?

Прячьтесь от жары под ветки».

(Приседаем.)

ИГРА «ЖАРКОЕ СОЛНЫШКО»

Воспитатель называет разные части тела, а дети должны быстро прикрывать их ладошками, чтобы они не обгорели на солнышке. Например, «Солнышко светит на носик. Прячем носик». Также предлагается закрыть ушки, щёчки, лобик, подбородок, ручки, коленки.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЕБЯТА»

Цель: учить детей выполнять движения, не мешая друг другу.

Материал: эмблемы с изображением лягушат, два шнура.

Ход игры

Воспитатель раскладывает на земле параллельно два шнура: это речка, здесь лягушата будут плавать, и читает стихотворение П. Золотова «Лягушата». В это время желающие поиграть дети выходят на середину площадки. Воспитатель раздает эмблемы.

«Ну, лягушата — музыкальные ребята, —обращается воспитатель к детям. —Покажите, как вы громко, дружно поете!»

Дети хором произносят: «Ква! Ква!»

Ква! Ква! Ква! (Все дети прыгают: «Ква! Ква!»)

В речку прыгать нам пора.

Ква! Ква! Ква! (Все дети «плавают»: «Ква! Ква!»)

Плавать можно до утра!

Раз, два, три! (Дети «гребут»: «Ква! Ква!»)

Лапками греби!

Ква! Ква!

На берег пора! (Дети выпрыгивают из речки.)

Ква! Ква! (Дети подскакивают.)

Поймайте комара! (Дети «ловят комара».)

Игра по желанию детей повторяется.

ИГРА «МЕДВЕДЬ»

Вот медведь мохнатый

По лесу идёт,

(Идём на месте, изображая медвежью походку.)

Гладит сосны лапой,

Песенки поёт.

 Тут упала шишка

Вдруг ему на лоб.

(Хлопаем ладошкой по лбу.)

Взял с земли он шишку

(Делаем наклон вперёд.)

И ногою топ!

(Топаем.)

- Больше я не стану

Шишки собирать!

(Качаем головой вправо-влево.)

Выйду на поляну,

Лягу там поспать.

(Приседаем и ставим ладошки под щёчку.)

БАБОЧКА И ЦВЕТОЧКИ

Цель: развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.

Ход игры: Среди детей выбираются «бабочка» и водящий. Остальные становятся в круг – они «цветы». По сигналу «бабочка» улетает от водящего, который ее ловит, и прячется то у одного цветка, то у другого. «Цветочек» должен успеть обхватить «бабочку» руками – «лепестками», пока ее не коснулся водящий. Если водящий поймал «бабочку», то становится «бабочкой», а «бабочка» - водящим. При следующих повторах игры водящий и «бабочка» выбираются жребием.

ИГРА «ОДУВАНЧИК»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

На полянке средь берёз

Одуванчик жёлтый рос.

(Поднимаем руки вверх и разводим их в стороны.)

Был сначала золотистым,

Стал вдруг белым и пушистым.

Тёплый ветерок подул,

(Показываем, как дует ветерок.)

Одуванчик покачнул.

(Поднимаем руки вверх и качаемся.)

Полетели тут пушинки,

Словно белые снежинки.

(Машем руками перед собой.)

Полетели, закружились

(Машем руками и кружимся.)

И на землю опустились.

(Приседаем.)

ИГРА «ПОДОРОЖНИК»

Утром моем мы ладошки

(Показываем, как моем руки.)

И шагаем по дорожке.

(Идём на месте.)

Подорожник нас встречает

И листочками качает.

(Выставляем руки перед собой и качаемся.)

А на травке, на лужайке

Прыгают, играют зайки.

(Прыгаем на месте в парах, взявшись за руки.)

Вот распрыгался зайчишка,

Разрезвился шалунишка.

(Прыгаем на месте, каждый отдельно.)

Оступился он немножко

И ушиб о камень ножку.

(Приседаем.)

Зайка, мы тебе поможем.

Подорожник мы приложим.

(Кладём ладошки на коленки.)

Не болит теперь уж ножка.

Зайка скачет по дорожке.

ИГРА «ЗЕМЛЯНИКА»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы с корзинкой в лес пойдём,

В лес пойдём, в лес пойдём.

(Идём на месте.)

Земляники наберём,

Наберём, наберём.

(Делаем наклоны вперёд.)

 На пенёчке посидим,

Посидим, посидим.

(Приседаем.)

Спелых ягод поедим,

Поедим, поедим.

(Показываем, как едим ягоды.)

 Приведёт потом дорожка

Прямо к дому, до порожка.

(Бежим на месте.)

Будем мы варить варенье.

(Делаем руками перед собой круговые движения, будто помешиваем варенье.)

Ах, какое угощенье!

ИГРА «БЕЛОЧКА»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы бежим за Белочкой

По лесной дорожке.

(Бежим на месте.)

Скачет, скачет Белочка –

Быстренькие ножки.

(Прыгаем на месте.)

Нам покажет Белочка,

Где растёт брусника.

(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

Мы найдём чернику.

Вот и ежевика!

(Сводим руки и опускаем перед собой.)

Наберём мы с Белочкой

Много разных ягод.

(Делаем наклоны вперёд.)

Посидим и поедим,

Запасём их на год.

(Приседаем и показываем, как едим ягоды.)

ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в разных животных (белка, заяц, медведь и др.). Дети должны изобразить, как двигается животное. Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем.

ИГРА «ТРАВКА РАСТЁТ»

Для игры нужна верёвочка. Двое держат её сначала низко, остальные перешагивают. Потом верёвочку поднимают выше (травка растёт), дети стараются перешагнуть.

ИГРА «ДОЖДИК»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Дождик капает немножко

И на ручки, и на ножки.

На головку - кап-кап!

И на ушки - кап-кап!

Нам на щёчки - кап-кап!

И на носик - кап-кап!

Нам на плечи - кап-кап!

И на грудь нам - кап-кап!

На животик - кап-кап!

На коленки - кап-кап!

Намочил он нас водой.

Что за дождик озорной!