ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А

Телефон

+7(812) 310-52-21 Якушенко Марина Арнольдовна

Эл. почта dou27@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 27 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 119, литера Б, помещение 2Н ; 190068, Санкт-Петербург. наб. реки Фонтанки, дом 121, литера А, помещение 3Н
Телефон: (812) 310-52-21 ; (812) 310-87-37
Эл. почта:  dou27.adm@obr.gov.spb.ru

Андрианова Ольга Леонидовна

Консультация для родителей

      «Как ребенок познает окружающий мир»

 Как ребенок познает окружающий мир? Вопрос, который интересовал умудренных взрослых всегда. Однако, не все взрослые смогли на него ответить. Возможно ли воспитать ребенка, не  создавая особых условий для развития его наблюдательности, логики, мышления? Успех определяют методы и приемы обучения дошкольников. Наиболее развивающими, соответствующими особенностям психического и физического развития ребенка являются методы, основанные на детском экспериментировании.  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира.

Что же такое детское экспериментирование?

Великий Луи де Бойль писал: «Знания – дети удивления и любопытства». И он был абсолютно прав. Только заинтересованность позволяет ребенку быстро и легко осваивать окружающий мир и быть при этом активным и довольным. Именно этот «исследовательский инстинкт»  и есть тот инструмент, с помощью которого удовлетворяется врожденная способность ребенка интересоваться всем и вся. Исследовательской поведение, лежащее в основе обучения ребенка, широко изучалась такими отечественными и зарубежными учеными, как А.В. Запорожец, Н.Н. и А.Н. Поддъяковы, Б.Ю. Ломов и другими. Эти авторы доказывали огромное значение экспериментирования для развития ребенка.

Экспериментирование лежит в основе любого знания ребенка о мире.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Ребенок экспериментирует, перебирая и нанизывая колечки пирамиды, рисуя разными материалами (краской, карандашами, пальчиками), сочиняя слова и сказки, конструируя и танцуя.

Вся привычная деятельность детей есть по своей природе не что иное, как экспериментирование, в основе которого лежит знаменитый рефлекс Павлова И.П. «что такое, кто такой».

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему

Принимать и ставить цель

Анализировать объект или явление

Выделять существенные признаки, связи

Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

Отбирать материал для самостоятельной деятельности

Делать выводы

    Активное самостоятельное действие с предметом, «практикование», выполнение действий методом «проб и ошибок» и есть могучий способ пробудить интеллектуальные силы дошкольника, развить его любознательность, наблюдательность, логику и мышление. Чем больше вопросов задает ребенок взрослым в дошкольном возрасте, тем интенсивнее будет развиваться его интеллект, тем более успешным учеником он станет.

Предлагаем вам несколько проблемных ситуаций для домашнего экспериментирования.

Найди самое теплое место в квартире, комнате.

Ты замерз, долго гуляя на улице – что следует предпринять, чтобы не заболеть.

Ты проголодался, что будешь делать, если взрослых нет дома.

Как утешить плачущего ребенка.

Представь, что ты потерялся в большом городе. Как ты доберешься домой.

Как без кастрюли сварить суп.

Как напиться без чашки.

Как спастись от тигра.

Как укрыться от сильного дождя.

Как попасть в Африку.

В основном эти вопросы адресованы, конечно, детям старше 5 лет. Но и с малышами можно экспериментировать. Опираясь на приведенные примеры и знание особенностей и интересов своего ребенка, вы сможете придумать сотни подобных ситуаций. Такие занятия помогут вам и вашему ребенку скоротать время с пользой, стать ближе друг к другу, пробудить взаимный интерес, научить думать, рассуждать, обосновывая свою точку зрения.

Эти игры принесут не меньше пользы:

Игра «Превращения» (представь, что ты превратился в кого-то или что-то: гнома, белочку, раскладушку, что будет?).

«Необычные свойства» (расскажи о свойствах и способах использования необычных вещей, таких как горячий камень, сладкий кубик, невидимая машина).

«Что будет, если?» (100 дней будет идти дождь? Улетят все птицы?)

«Волшебная палочка» (что бы ты хотел уменьшить или увеличить? Что будет, если предмет увеличить до размеров?)

Никогда не пренебрегайте мнением ребенка по какому-либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все имеют право на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе с ребенком или же вдвоем доказать обратное.

Учите детей видеть мир вокруг себя. Для этого собирайте факты, ибо именно из них родится мысль. Учитесь у детей позитивному искреннему интересу ко всему происходящему.

 

 

Технологии здоровьесбережения в художественно-эстетическом развитии

         Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранении здоровья ребенка на всех этапах его развития.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Непрерывная образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз. Часть образовательной деятельности дети проводят стоя или сидя на ковре: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя за столами. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

Чередование различных видов деятельности таких, как: самостоятельная деятельность с различными изобразительными средствами, беседы, просмотр видеоматериалов, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, способствует поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени детям с разными темпераментами.

Чтобы ребята не уставали, создаем условия для здорового развития воспитанников. В обучении изобразительной деятельности всегда используем такие здоровьесберегающие технологии такие как:

Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

Гимнастика для глаз - способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения, способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению.

Дыхательная гимнастика – У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Самомассаж – обладает расслабляющим действием и снижает перенапряжение.

Физкультминутки – вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, понижает уровень их работоспособности. Физкультминутки позволяют снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье, вызывают положительные эмоции, то есть создают благоприятный эмоциональный настрой и способствуют здоровью детей.

Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать рисование пальчиками, ладошками:

Развитие тактильной чувствительности,

Мелкой моторики

Развитие сложных вращательных движений кисти рук

Способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, отпечатки листьев, рисование ватными палочками:

Развивается мелкая моторика, сила нажима

Зрительно-двигательное развитие

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники : рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой:

Развитие мелкой моторики

Развитие дыхательного аппарата, силы лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

В любом возрасте можно использовать работу с нитками, которая развивает моторику пальцев и координацию движений ребенка, тактильную чувствительность, снимает эмоциональное напряжение.

Аппликация из различных материалов: из комочков салфеток, крупы, природного материала, пластилина – развивает мелкую моторику, успокаивает нервную систему, формирует координацию движения пальцев рук, развивает тактильное восприятие.

Рисование песком - При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При этом нормализуется эмоциональное состояние ребенка. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент картины рисуется определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействована не только вся кисть руки: и ладонь, и пальцы, но и большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.

При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.

Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье.

 

Консультация для родителей

«Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей»

Дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

На сегодняшний день книга продолжает оставаться для ребенка ценным источником информации, она позволяет открывать тайны и знакомить его с окружающим миром. Каждый ребенок находит в книге массу интересной, увлекательной и полезной информации, поэтому детские книги способны приносить ребенку и пользу, и удовольствие.

На сегодняшний день в продаже можно найти книги, которые рассчитаны на детей самого разного возраста. Даже для самых маленьких деток можно подобрать книги, которые станут первыми помощниками в деле знакомства с миром. Когда ребенок становится постарше, родители имеют возможность приобретать книги, которые будут соответствовать его интересам. Даже в том случае, если ребенок еще не научился самостоятельно читать, то красочные иллюстрации, а также чтение родителей или других родственников подарят ему радость от открытия мира и узнавания нового и интересного.

Много пользы могут принести ребенку и развивающие детские книги. Такие книги содержат материал, который помогает ребенку развивать память, внимание, логическое мышление, активизировать познавательный интерес. Заботливые родители, которые стремятся к тому, чтобы их дети росли любознательными, развитыми и сообразительными детьми предпочитают покупать такие книги ребенку уже с самого раннего детства.

По мере роста детей постепенно начинают трансформировать и их интересы, расширяться кругозор, поэтому, чтобы удовлетворить запросы ребенка в информации приходится приобретать справочную литературу, энциклопедии, атласы. Именно из литературы такого рода ребенок может узнавать много новой информации, способной повышать эрудицию ребенка, делать его всесторонне развитой личностью. Не менее важным является знакомство детей с классической литературой. Поэтому приобретение для них интересных книг авторов-классиков может особенно порадовать детей, любящих читать интересные жизненные истории, а также фантастику и даже сказки.

Интересные и поучительные детские книги могут увлечь ребенка в интересный мир и не допустить того, чтобы он превратился в любителя бесконечного гуляния и безделья. Покупка детской книги может превратиться в увлекательное занятие, как для взрослого, так и для ребенка. Поход в книжный магазин может порадовать ребенка большим разнообразием литературы, ярких и красочных иллюстраций, которые пестрят с полок. При этом совместный с родителями поиск интересной книги может зажечь дополнительный азарт у ребенка на поиск интересной и ценной информации.

Таким образом, можно заключить, что для родителей, которые стремятся воспитать любознательного, умного и стремящегося к знаниям ребенка, не следует забывать о том, что именно книга может стать для их ребенка надежным и мудрым наставником, другом и советчиком. Именно в ней ребенок сможет найти ответы на многие вопросы, которые будут интересовать его активный и пытливый ум. И приучить ребенка к дружбе с книгой необходимо как можно раньше, с самого раннего детства, тогда эта дружба может продлиться всю жизнь.

 

«О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет»

Цель: формирование интереса и любви к художественной литературе.

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.

Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы они полюбили это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Как читать

- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

 - Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет: Русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля», «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Петушок - Золотой гребешок», «Маша и Медведь», «Храбрый баран», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сказка про ерша», «Зимовье»,  «Полкан и медведь», «Лиса и козел». Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

 

 «Летние игры для детей»

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции, научат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения.

Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха:

Лейка. Можно купить готовую или сделать ее из пластмассовой бутылки, проткнув в крышке несколько дырочек. Ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.

Мыльные пузыри. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветерком.

Рисунки на асфальте цветными мелками. В процессе игры можно научить ребенка читать и считать. Если дорожка, на которой рисует ребенок, выложена из кирпичей, можно предложить ребенку закрашивать кирпичики разными цветами.

Мяч. Можно поиграть в футбол, прыгать через мяч, бросать в кольцо, "кто дальше", "кто выше". Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить).

Можно играть в игру "съедобное - несъедобное". Съедобное - ловим, несъедобное - отбиваем.

Кормим птиц. Дайте ребенку хлеб, пусть отщипывает понемногу и бросает голубям, или пшено, или семечки, и бросает их понемногу, то левой, то правой рукой. Это занятие развивает мелкую моторику ребенка. Кормление птиц прививает нежность и заботу, учит любить природу. Еще это интересно и познавательно - ведь ребенок сможет наблюдать поведение птиц в непосредственной близи: одни смелые, шустрые, другие - пугливые.

Рисуем на природе. Краски вокруг нас. Если вы отдыхаете на даче или живете в своем доме, вынесите на улицу мольберт, бумагу, гуашь, воду в банке, и пусть ребенок рисует все, что видит вокруг: небо, яблоню, куст смородины. Пусть старается передавать не форму, а цвет.

Обруч. Обруч хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку, обруч можно подбрасывать, катать, прыгать через него, использовать в различных играх.

Прыгалки. Прыжки через скакалку не только забава, это еще полезное гимнастическое упражнение. Длину скакалки нужно регулировать под ребенка. Для прыжков, где скакалку крутят взрослые, а ребенок прыгает, прыгалку нужно брать длинную.

Собираем сокровища. Это могут быть камешки, листики, палочки, шишечки, цветочки, семена растений. Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке, сочиняйте сказки. Дома этот "клад" можно использовать для творчества.

Наблюдаем за машинами. Выйдя из дома, не обязательно спешить куда-то. Оглянитесь вокруг, вы видите проезжающие мимо машины - ну и отлично. Это хороший повод поговорить о цвете машины, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории.

Рассматриваем травку, листья, деревья. Расскажите малышу, что деревьев много, а листики у всех разные. Покажите. Сравнивайте их по размеру, цвету. Учите бережному отношению к окружающей среде.

Наблюдение за облаками. Увидели на небе облака - понаблюдайте за ними, как они плывут, на что похожи.

Игры в песочнице. Пересыпайте песок, делайте куличики. Это идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. игра с пеком не только укрепляет пальчики ребенка, но и развивает мелкую моторику.

Рисуем на земле палочкой. Рисуем на земле палочкой животных или людей, придумываем к ним сказку. Рисуя, изучаем геометрические фигуры, буквы.

Сосчитай. На прогулке можно заняться математикой. считайте камешки, палочки, совочки, ведерки, формочки и т. д.

Изобрази животное. Изображайте вместе с малышом "кто как ходит". Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.

Прогулки под дождем. Если ребенок здоров, гулять с ним нужно в любую погоду, даже если на улице идет дождь. Наденьте резиновые сапоги, непромокаемый плащ, возьмите зонт - и скорее на улицу. Гуляя, можно слушать дождь, как он стучит по зонту, по листве, по дорожкам, лужам, смотреть, как капли подпрыгивают, пускают круги на воде. Можно вспоминать стихи-потешки, заклички о дожде и солнце, поговорки о лете. Можно бросать в лужи камешки, палочки, листья и наблюдать за брызгами: какие тонут, а какие - нет.

Режим - это важно

Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным.

Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон, надо строго придерживаться режима. Он является важнейшим условием правильного воспитания. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Сон, еда, прогулки, непосредственно образовательные деятельности – все это должно проводиться в определенной последовательности. Ритмичный распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма.

Почему так важен режим? Все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Сердце работает ритмично – вслед за сокращением наступает расслабление; дыхание ритмично, когда вдох и выдох равномерно сменяют друг друга; пища в пищеварительном тракте перерабатывается в определенные сроки.

Все явления в природе так же протекают в ритме: смена времен года, дня и ночи.     Ученые установили, что упорядоченная режимом жизнь обеспечивает нормальное течение жизненных процессов.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Если же ребенок ест, спит, отдыхает, гуляет, занимается, когда ему заблагорассудится, то у него в скором времени теряется аппетит, сон становится беспокойным, ребенок плохо развивается, появляются капризы, упрямство. Он менее дисциплинирован и послушен.

Одним из существенных компонентов режима дня является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма, закаляет его, укрепляет здоровье. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, особенно белкового компонента пищи, усвояемости питательных веществ. После прогулки у ребенка всегда нормализуется сон и аппетит. Прогулка дает детям возможность в подвижных играх, трудовой деятельности, разнообразных физических упражнениях удовлетворять свои потребности в движении. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных погодных условий.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а так же в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень детей в понедельник хуже, чем во второй – третий день недели. Поэтому домашний режим ребенка в те дни, когда он не посещает детский сад, не должен отличаться от режима дошкольного учреждения.

Подводя итоги, хочется сказать, что упорядоченный домашний режим, ежедневные вечерние прогулки, полноценный ночной сон ребенка, а в выходные дни полноценный отдых на свежем воздухе, регламентация просмотра телевизионных передач (особенно перед сном) будут способствовать нормальному росту и развитию ребенка, его физическому и душевному благополучию. 
 


 

Консультация для родителей

«ОСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ»

Осенние прогулки — это прекрасная возможность насладиться красотой природы и провести время с пользой для здоровья.

Вот и закончилось лето, оставив после себя яркие воспоминания о тёплых деньках и солнечных лучах. На смену ему пришла осень — пора, когда природа начинает готовиться к зиме.

Осень — это время, когда деревья наряжаются в золотые одежды, а воздух наполняется свежестью и прохладой. Это время, когда можно наблюдать за изменениями в природе и наслаждаться её красотой.

Для детей осень — это возможность узнать что-то новое и интересное. На прогулке можно наблюдать за тем, как меняются деревья, как падают листья и как животные готовятся к зиме.

Чтобы сделать осеннюю прогулку ещё более интересной и познавательной, можно отправиться в парк или лес. В пасмурные дни и в погожие деньки листопада можно насладиться красотой природы и послушать звуки, которые она издаёт.

Важно помнить, что осень — это время, когда нужно заботиться о своём здоровье. Поэтому не стоит забывать о тёплой одежде и обуви, чтобы не заболеть.

На прогулке можно позволить ребёнку веселиться и играть, ползать по земле, забираться на деревья, собирать листья и зарываться в них с головой. Это поможет ребёнку лучше узнать окружающий мир и развить свои навыки.

В разных частях парка можно увидеть разнообразие пейзажей и растений. Сегодня можно полюбоваться кленом и собрать под ним букет из листьев. Завтра можно добавить в композицию веточку рябины. Дуб станет прекрасным дополнением к композиции, особенно если под ним найдётся гладкий желудь с симпатичной шляпкой.

Не забудьте сфотографироваться на фоне роскошного пейзажа и снять всё вокруг. Эти фотографии помогут сохранить воспоминания о прогулке и поделиться ими с близкими.

Важно также провести время с ребёнком, обсуждая различные темы. Можно поговорить о том, как меняется природа в разные времена года, о том, как называется одежда для разных сезонов и какие материалы используются при её производстве.

Вместе с ребёнком можно рассматривать разные виды одежды и называть её составляющие части: воротник, рукава, манжеты, карманы, подкладку, подстёжку, оборку, петли, пуговицы и т. д.

Также можно обсудить особенности ткани, из которой изготавливается одежда. Например, натуральные ткани, такие как лён, шерсть, хлопок и шёлк, получают из разных материалов: льна, шерсти овцы, хлопчатника и коконов тутовых шелкопрядов. Искусственные ткани, такие как капрон и нейлон, создаются химическим путём.

Важно обсудить с ребёнком, зачем нужна обувь и как её выбирать. Можно поговорить о том, чем отличается обувь для разных сезонов и как её ухаживать.

Вместе с ребёнком можно обсудить, как одежда и обувь влияют на здоровье человека и почему важно заботиться о них.

Предложите ребёнку продумать ситуацию и ответить на вопросы:

• Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

• Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

• Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках?

• Что будет, если исчезнет вся одежда?

И читайте как можно больше и чаще. Прививайте любовь к литературе, а через нее любовь к родному краю.

Дети с удовольствием слушают сказки В. Бианки о животных с занимательными сюжетами. Это такие, как «Кто чем поет», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Лис и мышонок».

Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной корке, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти как ни в чем не бывало.

Много интересного и поучительного содержат народные сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».

Стихи о природе – это первый шаг на пути познания окружающего мира.

М. Познанская «Ромашка», Е. Серова «Одуванчик», Ю. Капотов «Листопад», И. Демьянов «Осень», И. Токмакова «Осенние листья».

Не забудьте заготовить природный материал. Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Чем разнообразнее материал, тем легче и интересней с ним работать. Листья можно использовать в аппликации. Шишки применить в работе с пластилином, делая разных зверушек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно рассмотреть их и спросить ребенка: «На что походе? Что напоминает?» Это помогает развить память, мышление и воображение. Сравнивая, дети вспоминают сказочных героев, фантазируют, придумывают, что из чего модно сделать, какую композицию (с участием человечков, зверей, птиц и т. п.)

Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!

 

Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста

В жизни есть короткий, но увлекательный период, когда детский мозг способен к максимальному развитию и обучению – это дошкольный возраст.

Этот период называют «нежным возрастом». Поэтому важно быть особенно внимательными и деликатными в развитии ребёнка.

Обратите внимание, как радостно и сосредоточенно ребёнок усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации, с лёгкостью и азартом.

«Пальчиковая гимнастика» – это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Простые движения помогают снять напряжение не только в руках, но и во всём теле. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, и чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок!

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи.

Нервные окончания, отвечающие за работу рук, имеют наибольшее «представительство» в коре головного мозга, особенно в большом пальце. Более того, они находятся рядом с органами речи и слуха и тесно связаны с ними. Именно поэтому речь ребёнка начинает развиваться, когда движения его пальцев становятся более точными. Руки как бы готовят почву для последующего развития речи.

Одним из самых распространённых видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя различные упражнения пальцами, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Пальцы и кисти становятся более подвижными и гибкими, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речевое развитие ребёнка находится в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений и подготовке кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Все движения организма и речевая моторика имеют общие механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует множество потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Массаж рук в доречевом периоде и пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику и речь, но и учат слушать. Ребёнок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, делая руки более послушными, что помогает ребёнку выполнять мелкие движения, необходимые в рисовании, а в будущем и при письме.

Играя пальцами, ребёнок развивает память, запоминая определённые положения рук и последовательность движений. Он легко запоминает потешки, стихотворения и сказки после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается быстрее и сохраняется в памяти дольше, чем при обычном прочтении. Ребёнок начинает быстро связывать зрительные образы с соответствующим текстом.

Рекомендации по проведению «пальчиковой гимнастики»:

Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.

Желательно взрослому знать текст.

Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.

Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.

Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2—3 раза.

Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Выбрав 2-3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.

Для лучшего усвоения, к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

«Здравствуй, пальчик, выходи. На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди»

«Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка» (Касаетесь пальчиком ладошки.)

«Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка» (Выпрямляете пальчик.)
Затем, берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1) «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи» (Сжимание и разжимание  пальцев рук)

2) «Водичка, водичка, умой мое личико….»(Выполнение движений в соответствии с текстом).

3) Массаж пальцев.

«Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно».

Примеры пальчиковых игр и упражнений, используемых в работе с детьми 3 –4 лет:

Действия выполняются согласно тексту.

Кто это?

«Кто мурлычет под рукой?

Носик розовый такой.

У кого это усы

Удивительной красы?

Пьет из блюдца молоко

И шагает так легко,

Лапкой умывается.

Как он называется?»

Кошки – мышки.

«Вот кулак, а вот ладошка,

На ладошку села кошка.

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Мышки очень испугались,

В норки быстро разбежались»

Кто это?

Кто мурлычет под рукой?

Носик розовый такой.

У кого это усы

Удивительной красы?

Пьет из блюдца молоко

И шагает так легко,

Лапкой умывается.

Как он называется?»

 В завершение хотелось бы подчеркнуть, что уровень интереса ребёнка к пальчиковым играм целиком и полностью зависит от поведения взрослого. Поэтому с маленькими детьми нужно быть нежными и терпеливыми, а прикосновения должны быть аккуратными. Для детей старше четырёх-пяти лет очень важно, чтобы взрослый выражал свои эмоции и говорил с ним интересно.

Такое общение подарит ребёнку множество приятных впечатлений и станет основой для его гармоничного развития, как умственного, так и эмоционального. 

 

«Новогодние игрушки своими руками»

Развивать творческие способности детей можно разными способами, в том числе и через создание новогодних игрушек.

В процессе работы над новогодними игрушками дети узнают о свойствах различных материалов, о том, как их можно преобразовывать и использовать в разных композициях. Это помогает им лучше понимать форму и цвет, а также формировать более чёткие и полные представления об окружающем мире.

В процессе создания поделок дети учатся ставить цели, планировать свою работу, подбирать материалы, критически оценивать результаты своей работы и работы других людей. Они также развивают наблюдательность и воображение, учатся творчески подходить к выполнению задач. Кроме того, создание новогодних игрушек способствует развитию речи детей: они учатся делиться своими идеями, объяснять свои действия и помогать друг другу. Это помогает расширить словарный запас детей.

Создание новогодних игрушек приносит детям огромное удовольствие, когда всё получается, и большое разочарование, когда что-то не удаётся. Однако это также воспитывает в детях стремление добиваться успеха.

Важно отметить, что дети бережно относятся к игрушкам, которые они сделали своими руками, не ломают их и не позволяют другим портить.

В процессе работы дети развивают трудовые навыки, учатся пользоваться клеем и кисточкой, соединять детали и создавать выразительные образы.

«Истоки творческих способностей и таланта детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, как говорят, текут тонкие ручейки, которые питают источник творческого мышления. Чем увереннее и изобретательнее движения детской руки, тем глубже взаимодействие с инструментами и материалами, с природой и обществом. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», — писал В. А. Сухомлинский.

Бусы на ёлочку

     Самые простые ёлочные бусы можно сделать из обычной пищевой фольги. Для этого нарежьте фольгу квадратами 20x20 см, а затем пусть малыш скатает из каждого квадрата шарик. Не беда, если сначала шарики будут получаться не идеально круглыми. Немного тренировки – и выйдет гораздо лучше. Теперь шарики нужно нанизать на прочную нитку, и серебряные бусы готовы. Перед нанизыванием можно бусы раскрасить. Для этого нужно капнуть немного краски на ладони и покатать между ними наши бусины. Предоставьте это удовольствие малышу. Затем даем им просохнуть (раскладываем на газету и оставляем на некоторое время в покое), а уж потом нанизываем. Получатся эффектные цветные бусы, на которых через краску просвечивается серебро.

     Еще один способ смастерить бусы. На этот раз из бумаги. Вам понадобится цветная оберточная бумага или яркие страницы прочитанных глянцевых журналов. Ваша задача порезать бумагу таким образом, чтобы получились полоски, широкие у основания и узкие на конце. Если свернуть такую полоску в «рулетик», начиная с широкого края, и закрепить конец капелькой клея, у нас получится замечательная яркая бусина. Наматывать бумагу можно вокруг соломинки для коктелей (лишние концы обрезать). Тогда бусины будет легко нанизывать на нитку. Попробуйте сделать такие бусы из разных сортов бумаги

     И, конечно, не забывайте о таком замечательном материале для бус, как макаронные изделия. Если покрасить коротенькие толстенькие макаронины в яркие цвета, обсыпать их блестками, покрыть лаком – получатся неповторимые бусы. А если взять макароны двух видов, их можно чередовать. Вот сколько одновременной пользы от такого незамысловатого занятия: развиваем творчество и фантазию, тренируем мелкую моторику, учимся мыслить.

Быстрые игрушки

     Оригинальные елочные украшения можно делать из чего угодно, даже из тех материалов, которые обычно считаются мусором.

     Вместе с малышом можно смастерить оригинальные елочные шары из обыкновенных стеклянных лампочек любых форм и размеров. Нужно лишь расписать их акриловыми красками и прикрепить к цоколю ленточку. Сам цоколь закрываем «юбочкой» из ткани, цветной бумагой или широкой лентой. Один из вариантов росписи: сначала затонировать все стекло одним цветом, просушить, а потом выводить сверху узоры. Вместо акриловых красок можно воспользоваться обыкновенной гуашью, смешанной с клеем ПВА. Если наши лампочки раскрасить соответствующим образом, они превратятся не только в шарики и сосульки, но и в снеговика или симпатичных зверушек. Самым юным художникам хрупкое стекло лучше в руки не давать. Держите лампочку в руках, а малыш пусть ляпает по ней кисточкой в свое удовольствие. Получится веселенькая абракадабра.

Наш помощник – соленое тесто

     Если вы с малышом никогда не пробовали лепить из соленого теста, самое время попробовать заняться этим в один (а если понравится, то и не в один) из декабрьских вечеров. Именно из такого простого и доступного материала получаются замечательные елочные игрушки.

     Рецепт теста: смешайте в миске стакан муки, стакан крупной соли, столовую ложку подсолнечного масла и полстакана воды. Хорошо вымешайте тесто, чтобы оно получилось мягким и эластичным. Теперь можно открывать фабрику по производству эксклюзивных елочных игрушек. И непременно придумайте для своей игрушечной фабрики какое-нибудь веселое название. Так ведь интереснее, правда?

     Из соленого теста, как и из пластилина, можно слепить абсолютно все. Но, в отличие от пластилина, фигурки из теста можно высушить, раскрасить, покрыть лаком и хранить очень долго. Только непременно в сухом месте. От влаги поделки из соленого теста быстро портятся.

     Итак, что же будем лепить? Самые маленькие мастера могут накатать шарики, вылепить колобка, снеговичка. Ребятишки постарше с вашей помощью налепят всевозможных зверушек, елочки, домики. Не забудьте и о символе наступающего года.

     Можно раскатать тесто толщиною около 1 см и вырезать из него силуэты формочками для печенья. Получившиеся фигурки сушим в духовке на самом маленьком огне в течение 30-60 минут (это зависит от толщины игрушки). Затем расписываем их красками на свой вкус и покрываем сверху лаком.

Съедобные украшения

     В старину было принято украшать елки всякими вкусностями: конфетами, орехами, пряниками. А почему бы нам не возродить эту замечательную традицию? Купите с малышом разных конфет, привяжите к ним красивые ленточки, украсьте бантиками – вот вам и елочные игрушки. Конфеты очень симпатично смотрятся на елке. А какое это несказанное удовольствие – подобраться к зеленой красавице и тайком стащить с нее конфетку-другую, а также можно повесить на елку маленькие упаковки с печеньем, бисквитами, кексами. Пригодятся и всевозможные шоколадные зайчики и деды морозы.

     А если вы против сладостей, замените их яблоками и мандаринами: вкусно, полезно, красиво и ароматно. Очень симпатично смотрятся на елке грецкие орехи, завернутые в фольгу или покрашенные серебряной и золотой красками. Вешать орехи на елку очень просто. Достаточно лишь вбить в скорлупу маленький гвоздик и прикрепить к нему нитку. В качестве дополнения – крошечный бантик.

     Оригинальным украшением для елки будет покрашенные краской шишки – замечательные поделки. Правда, съесть их нельзя. Зато они хорошо дополнят вашу съедобную композицию.